28.01.2013 2966

Типичные психологические проблемы дошкольного возраста

 

Идеальную норму в развитии личности дошкольника можно в целом охарактеризовать как оптимальный способ существования его личности в оптимальных социальных условиях. В общих чертах идеальную норму отличает актуальное и развивающееся единство личности, динамическое равновесие личности и социального окружения, динамическое равновесие различных психических процессов и видов деятельности и, главным образом, различных потребностей личности, относительная устойчивость структуры личности в ее процессе развития и изменений (В. С. Мухина, 1998).

Здесь при оценке человека на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Соответственно, норма понимается не как то, что является средним, или наиболее часто встречающимся, а как то, что составляет совершенство, образец, идеал. Но идеал как таковой достигнуть невозможно, к нему можно только более или менее приблизиться. С этой точки зрения норму необходимо понимать как бесконечный процесс самореализации индивида в его общественных условиях и природном окружении. Целью воспитательного воздействия должна быть направленность на максимально полное творческое развитие личности в данных общественных условиях при одновременном снижении риска ее повреждения или уничтожения, даже тогда, когда мы допускаем, что оптимальная: реализация человека может быть лишь переходным состоянием в сипу общего развития природы и общества.

Нормальность ребенка можно было бы оценивать на основе отсутствия негативных проявлений, однако, это весьма проблематично. Дело в том, что существует значительное число детей, с проявлениями определенных нарушений поведения и признаков неприспособленности, душевной неуравновешенности и наличием трудностей воспитания, у которых, однако, указанные нарушения в их дальнейшем развитии более не проявляются. Ребенок, у которого в какой-либо возрастной период наблюдаются определенные признаки расстройств поведения, приводящие родителей и учителей в отчаяние, может в короткое время резко измениться, несмотря на то, что окружение остается по существу неизменным.

Кроме того, нормальность душевного развития ребенка можно оценивать на основании определенной “общеустановленной нормы”, согласованного стандарта, с которым сравнивается реальное поведение данного ребенка. В таком случае поведение ребенка классифицируется с точки зрения приемлемости и адекватности данной культуре, возрасту, полу, принадлежности к данной социальной группе и т. д. Однако, многие авторы обращают внимание на то, что некоторые трудности в поведении ребенка, представляющиеся воспитателям и родителям серьезными отклонениями, требующими коррекции, могут не оказывать никакого влияния на душевное здоровье и социальное приспособление в более позднем возрасте. И наоборот, многие трудности и формы поведения, которые могут сигнализировать важные нарушения в развитии, например, робость, повышенная тревожность и т. д., часто остаются незамеченными, представляются родителям и учителям неважными и несущественными.

В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом. У такой оценки нормальности есть, безусловно, свои ограничения и “подводные камни”. Тем не менее в воспитательной работе с детьми такой способ оценки нормальности можно реально применять. Для этого, однако, необходимо знать, каким должен быть ребенок в различных возрастных периодах. Мы не будем здесь подробно описывать возрастные периоды, поскольку с этим вопросом, составляющим предмет возрастной психологии, можно ознакомиться в соответствующей литературе.

В соответствии с Л. Кошч (1974), мы считаем ребенка нормальным, когда ребенок:

а) развит во всех составных частях организма и организма как структурного целого соответственно возрасту, т. е. уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

б) развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного и творческого социального функционирования в период взрослости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или ненормальности детей и подростков (цитата по В.Л. Кащенко, 1994).

Мы согласны с Э. Сыржиштевой (1972), которая выделяет следующие условия нормального функционирования личности:

1. динамическое равновесие между личностью и окружением;

2. динамическое равновесие различных душевных процессов и действий, главным образом, равновесие потребностей личности;

3. единый характер определения приоритетности потребностей и выбора жизненно значимых целей, связанных с удовлетворением этих потребностей;

4. относительная устойчивость структуры личности в процессе ее изменения и развития;

5. динамическое равновесие между энергетическим потенциалом потребностей личности и расслаблением их напряжения.

Используя данное описание условий нормального функционирования личности, можно определить различные формы абнормальности следующим образом:

1. нарушение динамического равновесия между личностью и ее окружением;

2. нарушение единой координации психических процессов и действий, главным образом, различных потребностей личности;

3. нарушение характера установления соотношения потребностей, неспособность выбора и постановки жизненно важной цели или целей;

4. нарушение единой, относительно стабильной структуры личности в процессе ее изменений и развития;

5. нарушение психики как энергетической системы - в распределении и плавном расслаблении напряжения.

Упоминаемая выше Э. Сыржиштева (цитата по В. Л. Кащенко, 1994) приводит 10 основных критериев нормальности, которые И. Кулка соотносит с особенностями развития аномальных детей, подростков и взрослых (там же).

1. Субъективная удовлетворенность. Хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей.

Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструктивное влияние.

2. Идентичность. Хроническое переживание страха, опасений, тревожность, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, зачастую даже в направлении деперсонализации, и к формированию неадекватной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрации и стрессу, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.

3. Интегральность (целостность). Поскольку предпосылкой нормального психического развития, помимо интраидивидуального равновесия, является и динамическое равновесие между личностью и окружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий, проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.

4. Автономность (независимость). Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и формирующее воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывающегося на становлении устойчивого профиля личности.

5. Адекватное восприятие реальности (действительности). У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов.

6. Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто встречается деформация самопознания. Самопереживание акцентировано в депрессии или в повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсации. Так как целостность личности аномального ребенка или подростка обычно в достаточной мере не достигается, можно наблюдать проявление обеих тенденций одновременно.

7. Сильная толерантность к фрустрации. У аномальных детей толерантность бывает сниженной, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.

8. Резистентность по отношению к стрессу. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническом накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, “уходу в себя”, иногда у него может проявляться беспомощность и безысходность, увеличивается тревожность, иногда переходящая в панику, неразрешенные конфликты нарушают целостность личности.

9. Приемлемая социальная адаптация. У аномальных детей и подростков довольно часто наблюдается малая адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти себе работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.

10. Оптимальное самоутверждение. Индивидуальное самоутверждение в условиях, затрудняющих в результате дефекта самосуществование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.

При более подробном анализе всех указанных критериев нормальности выявляется, что они далеко не однозначны. Некоторые из них перекрываются, другие - слишком диффузны, а третьи вряд ли можно считать абсолютными. Например, субъективная удовлетворенность является довольно спорным критерием определения нормальности индивида, если она не соответствует жизненной ситуации.

Учитывая особенности психики детей, проживающих в Тульском регионе, рядом исследователей (Е. А. Орлова, 1991-1998; И. В. Дубровина, Е. А. Екимова, 1991-1998 и др.), установлено, что значительное количество детей дошкольного возраста здесь имеет функциональные расстройства как в соматической, так и в психической сфере, в том числе синдромы минимальной мозговой недостаточности (ММН) и минимальной мозговой дисфункции (ММД). Особенно отчетливо это проявляется в экологически неблагополучных районах Тульской области, большая часть которых (18) подверглась существенному радиоактивному загрязнению в результате известной катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Белорусскими психологами опубликованы экспериментальные данные о влиянии радионуклидов на психику подростков и детей дошкольного возраста.

Исследования, которые проводились в последние годы психологами и педагогами Белоруссии, России и Украины, позволили обнаружить ряд существенных данных о влиянии последствий чернобыльской катастрофы на психику детей и взрослых.

В Белоруссии исследование эмоциональной сферы подростков (Л. Н. Рожина, 1989; Н А. Цыркун, 1993 и др.), проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, выявило синдромы посттравматического стресса и ММД (цитата Е. А. Орловой, 1998). Результаты контент-анализа сочинений и высказываний подростков, стимулируемых незаконченными предложениями, позволяют говорить о наличии у подростков симптомов “позиции жертвы” и элементов аутодеструктивного поведения. “Позиция жертвы” выражается в идеализации ситуации до аварии; обвинении в недостаточности или полном отсутствии необходимой помощи; убежденности, что такая помощь обязательна; отсутствие осознанной ответственности за свое настоящее и будущее. Признаки аутодеструктивного поведения появились в ограничении предполагаемой продолжительности жизни, преобладании отрицательных жизненных перспектив и отсутствии у большинства подростков конкретных планов на будущее.

Выдвинута гипотеза (Н. А. Цыркун и др.) о том, что у всех детей, находившихся в момент аварии и проживающих постоянно на территории республики, формируется и медленно проявляется тенденция к снижению темпов интеллектуального развития. В то же время подтвердилось предположение о том, что умственное развитие дошкольников прямо зависит от социокультурных условий и опосредовано экологическими и биологическими факторами, если влияние радиации не превышает значимых для организма пороговых величин. Подтвердилась гипотеза о том, что показателем неблагополучного развития отдельного ребенка является снижение умственной работоспособности, а у выборки детей - уменьшение количества испытуемых, имеющих высокие результаты.

Результаты исследований позволяют предположить, что мы имеем дело с синдромом посттравматического стрессового расстройства в его специфическом проявлении.

В исследованиях Е. Крепелина, 3. Фрейда, Е. Линдеманна, Б. Колодзина, М. Горовитца описаны синдромы посттравматических стрессовых расстройств.

В целом в современном социуме и, в частности, в зоне экологического неблагополучия нами наблюдались различные формы нарушений онтогенеза становления личности дошкольника: задержанное психическое развитие (дети с ЗПР); искаженное психическое развитие (дети-дошкольники с синдромом раннего детского аутизма); дисгармоническое психическое развитие (дети-психопаты); дети с дефектами сенсорного аппарата (слепые, слабовидящие, глухие, позднооглохшие, дети-логопаты, дети с разного рода апраксиями, дети с церебральным параличом (ДЦП) и др.).

Чаще других расстройств психики в наблюдавшемся контингенте нам встречались дети с психопатическими дисгармоническими расстройствами, у которых травмирующим психическим фактором являлась психотравма как следствие постоянных конфликтных ситуаций в семье.

 

Автор: Ревенко Н.В.