12.03.2013 32809

Тревожность как фактор возникновения психологической защиты

 

Понятия «тревога» и «тревожность» изучались в психологической науке в связи с определением причин неврозов, многих психосоматических отклонений, явлений дезадаптации. Тревогу связывают с функционированием психологической защиты, которая выполняет роль стабилизатора эмоционального состояния, вызванного тревогой.

Современные исследователи дают следующие определения понятию «тревога»: «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности» (Психологический словарь, 1996, с. 385); «это смутно - неопределенное чувство опасности» (А.В. Лук) или «предчувствие опасности» (А.И. Захаров), которое выражается в обострении восприятий, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром; «состояние, возникающее как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу); - пишет Ю.Л. Ханин; «состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника»; «состояние свободно плавающей опасности и неопределенности» (Е.В. Новикова).

Тревога - достаточно распространенное эмоциональное состояние, которое вызывается угрозой безопасности или неопределенностью, тесно связанной с ощущением страха.

На определенном этапе развития науки понятие «страх» и «тревога» были синонимами. В частности, З. Фрейдом были выделены три формы страха:

а) «Свободный страх», то, что называется angstbereitschaft «страхом ожидания» или «общей боязливостью». Лица, страдающие этим страхом, всегда предвидят из всех возможных ситуаций самую страшную. Склонность к такому ожиданию страха встречается у многих людей, которых нельзя назвать больными. Их считают слишком боязливыми или пессимистами, но необычно высокая степень «свободного страха» имеет отношение к нервному заболеванию, которое З. Фрейд назвал «неврозом страха».

б) Страх в форме фобий - furcht - связанный с определенными ситуациями или объектами: страх одиночества, темноты, животных и т.д. Обе формы страха: свободный и в форме фобий, - независимы друг от друга. Один не является высокой степенью другого, они встречаются вместе в виде исключения и то как бы случайно.

в) Невротический страх - проявляется в потере связей между страхом и угрожающей опасностью. Это может быть проявление свободного страха, непонятного для окружающих и больного. Этот страх встречается при многих заболеваниях (истерических, шизоидных и т.п.) - патологический уровень страха, разрушающий психическое здоровье человека. И действительно, в тревоге и страхе есть много общего. По мнению А.И. Захарова, это общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. В обоих понятиях отражено восприятие угрозы или отсутствия чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги - ужас. В отличии от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога - переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы.

В зависимости от психической структуры личности, ее жизненного опыта, взаимоотношений с другими людьми чувство беспокойства может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх. В свою очередь, как считает А.И. Захаров, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия непропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. То есть, страх - разновидность тревоги. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный «клапан для выхода лежащей под ним тревоги». Если человек начинает бояться самого факта страха (страх страха), - налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что даже косвенно угрожает его жизни и благополучию.

Таким образом, понятие «страх» и «тревога» не являются синонимами, но они могут использоваться как взаимозаменяемые в тех случаях, когда речь идет о реактивной, ситуативной тревожности. Страх и тревога - относительно эпизодические реакции, но они имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни (боязливости), а тревога - в виде тревожности. Если страх и отчасти тревога скорее ситуационно, чем личностно-обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность скорее личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.

Таким образом, тревога, как негативное эмоциональное состояние обычно возникает у человека в ситуациях неопределенной опасности, в ожидании неблагополучного развития события или неудачи в социальном взаимодействии и представляет собой генерализированный, беспредметный страх. Проявляется оно как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед объективными внешними факторами. В поведенческом плане тревога проявляется в дезорганизации деятельности и снижении ее продуктивности, переориентации целей. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю.Л, Ханин).

Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом (1925) и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении». Термин, использованный З. Фрейдом angstbereitschaft разными авторами переводится как «боязливость», «страх», «тревога», «тревожность».

Тревожность - склонность человека к переживанию состояния тревоги и один из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой (B.C. Мерлин, 1964).

Психологический словарь 1996 года определяет тревожность как «индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а так же в низком пороге его возникновения».

Р.С. Немов считает, что «тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Е.В. Кучерова (1995) дает следующее определение: «Тревожность - отрицательное эмоциональное состояние, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидание неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с измененным или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера».

В приведенных определениях родовыми понятиями являются «отрицательное эмоциональное состояние», «свойство человека», «индивидуально-психологическая особенность»; а существенными признаками следует считать часто повторяющиеся состояния тревоги, беспокойства, страха, причем, неадекватные обстановке, социальной ситуации, в которой оказывается человек. Таким образом, можно сформулировать определение тревожности, которое мы взяли как рабочее: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным ситуации переживаниям состояния тревоги.

С годами два понятия («тревога» и «тревожность») сблизились в наименование «тревожность», разделившись в то же время в определениях: реактивная и активная, ситуационная и личностная. Далее мы употребляем их как тождественные.

Основным показателем, отличающим тревожность от других эмоциональных состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность, осознание возможности неуспеха (И.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская).

В психологической науке за последние сорок лет опубликовано свыше пяти тысяч статей и монографий (О.П. Елисеев, 1994), посвященных всевозможным аспектам анализа проблемы тревожности. Широко известны работы таких отечественных ученых как Ф.Б. Березин, Г.Ш. Габдреева, Л.A. Головей, А.И. Захаров, И.В. Имедадзе, Б.И. Кочубей, А.И. Киколов, В.Р. Кисловская, Л. Левитов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, С.В. Форманова, Ю.А. Ханин и другие. Среди зарубежных авторов содержательными являются исследования F.A. Altman, J. Andrews, Н. Bazowitz, R. Doktor, W. Davidson, J. Easterbrook, R Grinder, D. Hansen, H.Hekhauzen, S.Roos, R. Lazarus, R.Liebert, G.Mandler, R May, H. ONeil, F. Roobins, J. Sarason, I. Spence, K. Spence, C. Spilberger, J. Taylor, R. Tennison, B. Veiner, P. Wachtel и другие. Эти исследования посвящены определению сути данного явления, анализу личностной и ситуативной тревожности, выявлению причин, способствующих ее возникновению и росту, определению. негативных последствий для личности, а также более узким вопросам проявления тревожности в разных сферах деятельности.

Интерес психологов к проблеме тревожности и тревоги связан, прежде всего, с тем, что это негативное эмоциональное состояние является серьезным риск-фактором для развития многих психо-соматических отклонений. Тревога - сложная реакция, мобилизирующая организм в условиях ожидаемой угрозы. Она включает не только субъективное ощущение напряжения, беспокойства, неопределенного опасения, но и вносит ряд изменений в процессы переработки информации, в способности конкретизировать внимание, а также провоцирует некоторые биохимические, вегетативные и соматические сдвиги. Тревога играет большую роль в формировании шизоаффективных приступов, является механизмом деперсонализации. Клиника и патогенез патологических эмоциональных состояний целиком обусловлены тревогой (И.Н. Михаленко, Ю.Л. Нуллер).

Эндогенная депрессия также во многом обусловлена тревогой (Ю.А. Александровский, Ю.И. Вихляев, Т.А. Воронина, Г.Г. Незнамов, Г.М. Руденко, Н.Г. Шатров, М. Lader). Она часто предшествует фобиям, бреду, галлюцинациям (S. Lesse, U. Peters).

Тревожность как свойство личности, имеющее деконструктивный уровень, является предпосылкой дезадаптации человека.

Дезадаптация, по В.И. Гарбузову (1994), протекает в трех формах:

1. невротической;

2. агрессивно-протестной;

3. капитулятивно-депрессивной.

Логично предположить, что во всех случаях проявления тревожности будут иметь специфический характер. Очевидно, тревожность как устойчивое состояние личности, подобно дезадаптации приводит к соответствующим нарушениям:

- психосоматическим изменениям организма (неврозы и т.д.);

- активно-защитным способам поведения (агрессивно-протестная форма дезадаптации);

- пассивно-защитным способам поведения (капитулятивно- депрессивная форма дезадаптации).

Беспричинный, необоснованный страх, с раннего детства отравляющий существование человеку, приводит к образованию некоторых ярко выраженных черт характера, которые Дж. Стивенс (1996) называет «драконами» и считает самыми известными из всех недостатков человека: высокомерие и самоуничижение, нетерпеливость и склонность к мученичеству, жадность и склонность к саморазрушению, упрямство. Данные качества имеют свои положительные и отрицательные полюсы, но высоко тревожный субъект будет стремиться к отрицательному, если признаков адаптированности окажется недостаточно, или не хватит сил справиться с беспричинным страхом без помощи извне.

С тревожностью часто связывают причины школьных (учебных) неврозов (В.И. Гарбузов, Р.А. Зачепицкий, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.Е. Каган и другие). Отмечено, что высокая тревожность затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, является одной из причин отрицательного статуса личности (А.И. Киколов, В.В. Плотников). Г.Ш. Габдреева, Н. А. Грищенко, Л.А. Головей определили, что тревожные люди избегают профессий, связанных со знаковыми системами, техникой, а ориентируются на профессии сферы «человек - природа», «человек - художественный образ».

Высокая тревожность является одним из индикаторов состояния дисбаланса внутренней природы человека с окружающим миром. Всем людям присуща тревога, которая различается лишь выраженностью черт. Многими авторами выделяются виды и уровни тревожности.

Тревожность - личностная = Т - свойство.

Тревожность - ситуативная = Т - состояние.

Личностная тревожность обозначает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает субъекта к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Интенсивность реакции на них состоянием тревожности не соответствует величине объективной опасности.

Ситуативная тревожность характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы (C.Л. Спилбергер). Она обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно или субъективно угрожающую человеку.

Личностная тревожность является потенциальной предрасположенностью или напряжением. Это состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желаемого и выражается в специфических переживаниях, таких как опасение, волнение, нарушение покоя (Н.Д. Левитов). Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает ситуативную тревожность, интенсивность которой пропорциональна когнитивной оценке угрозы. При этом оценка может зависеть от реальных особенностей ситуации и от личностной тревожности.

В процессе оценивания ситуации включаются сенсорные и когнитивные обратные связи (информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, кажущихся на основании прошлого опыта пригодными для нейтрализации ситуации). Чем сильнее представлено Т-свойство, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызвать Т-состояние (С. Спилбергер, W.F. Hodges).

Следовательно, существует взаимосвязь между личностной и ситуативной тревожностью. Существует и проблема первичности ситуативной и личностной тревожности в различных угрожающих благополучию субъекта ситуациях.

И.В. Имедадзе (1971) выделяет 2 уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий уровень вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

У.Г.Ш. Габдреевой (1972) иная точка зрения. Она считает, что низкие, как и высокие, показатели тревожности не являются оптимальными, так как у низко тревожных субъектов чаще завышена самооценка и развиты эгоистическая направленность и эгоцентризм. Низкий уровень личностной тревожности - свидетельство нарушения психического самоуправления, особенно на этапах целеполагания и прогнозирования.

Итак, можно выделить естественный (оптимальный) уровень тревоги, который необходим для эффективного приспособления к действительности, так называемая «адаптивная тревога»; дезадаптивная реакция, выраженная в чрезмерно низком или чрезмерно высоком уровне тревоги, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Кроме понятий тревога и тревожность в психологии известны «явление тревожного ряда» (Березин Ф.Б., 1967,1988), которые раскрывают эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возникновения и нарастания состояния тревоги. Ф.Б. Березин выделяет несколько уровней выражения тревожности, динамично следующих один за другим:

1-уровень. - ощущение внутренней напряженности - первый элемент тревожного ряда, выражающий наименьшую интенсивность тревоги. Субъект испытывает состояние настороженности, дискомфорта, которое не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более тревожных явлений. Данный уровень имеет наибольшее адаптивное значение.

2-уровень. - гиперстезические реакции - сменяющие ощущение внутренней напряженности или присоединяющиеся к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом этапе основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражимость.

3-уровень. - собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.

4-уровень. - страх - возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.

5-уровень. - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемости катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

6-уровень. - тревожно-боязливое возбуждение - наиболее высокий уровень явлений тревожного ряда. Выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Здесь характерная дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает своего максимума.

Таким образом, относительно эпизодическое состояние тревоги, связанное с ощущением дискомфорта и ожидаемости неблагополучия, может преобразоваться в индивидуально-психологическую особенность личности, называемую тревожностью, когда человек становится склонным к переживанию состояния тревоги неадекватного ситуации, либо имеет низкий порог его возникновения.

Момент первичного возникновения тревоги в онтогенезе некоторые ученые (Ф. Гринейкр, Н. Фоудор, О. Ранк, С. Гроф, Э. Цветков и др.) относят к внутриутробному периоду развития. Так Ф. Гринейкр (Ph. Greenacre (1941) пришла к выводу, что конституция, пренатальный опыт, роды и обстановка сразу после них играют роль в предрасположенности к тревоге. Все реакции на дискомфорт являются свидетельством существования некоего паттерна, наподобие тревоги, до рождения. Данный паттерн активизируется родами и является первым постнатальным опытом.

Н. Фоудор (FodorN., 1949) еще большее значение придавал внутриутробному периоду, пренатальным условиям и родовой травме, в которых видел биологическую основу, обуславливающую многие формы невротического поведения.

О. Ранк (Rank О., 1929) отличался от других психоаналитиков тем, что центральную роль в развитии личности отводил родовой травме. Рождение, по Ранку, это шок на физиологическом и психологическом уровне. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которого освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов заключена в сильной тревоге при рождении.

С ним не соглашался З. Фрейд, который считал тревогу, возникающую во время родов, моделью более поздней тревоги. А период внутриутробного развития, раннего детства формируются в непрерывность, которая простирается намного дальше, чем может показаться при сосредоточении на акте родов. Их пыталась примирить Ф. Гринейкр и занимала промежуточную позицию: влияние родовой травмы не так велико, как считает О. Ранк, но и не так незначительно, как полагает З. Фрейд. Ее точку зрения разделяют и современные ученые.

Э.Цветков говорит о тревожных ощущениях плода, когда он собирается покинуть это «теплое и уютное место». Человек погружается в новый мир в полном одиночестве, где его ждет неизвестность и он полностью зависит от своей способности ориентироваться в нем. По мнению С. Грофа, стресс, и тревогу вместе с ним, можно пережить и в утробе матери на разных этапах беременности. Особенно важное значение он придает процессу родов, их течению и благополучному разрешению, в котором человек приобретает первый опыт переживания ощущения безвыходности ситуации, борьбы и концентрации сил для достижения цели, чувства принятия или непринятия человека миром. Таким образом, чувство беспокойства, тревожности, является генетически одним из первых отрицательных эмоциональных переживаний.

Дальнейшее эмоциональное благополучие человека с первых дней жизни зависит от многих причин. В психоаналитической концепции истоки тревожности видят в противопоставлении Оно, Эго и Супер-Эго (З. Фрейд); в комплексе неполноценности, противостоящему стремлению к совершенству (А. Адлер); в несовместимости потребностей, одновременно побуждающих субъекта стремиться к другим людям, проявлять агрессивность по отношению к ним и быть от них независимыми (К. Хорни); в конфликтующих требованиях сложных межличностных связей (Г. Салливан); в психосоциальных кризисах, возникающих в процессе формирования личности (Э. Эриксон). Все солидарны в одном-тревога является угрозой для психического благополучия человека. К. Блага, М. Шебек считают, что в первые дни и месяцы жизни одно из основных условий здорового душевного развития ребенка - длительное внутреннее ощущение защищенности. Оно возникает благодаря симбиозной диаде ребенка и матери, так тесно связанных друг с другом, что кажется исчезли границы между ними. На определенном этапе симбиоз выполняет важную функцию - создает фундамент для дальнейшего взаимодействия ребенка с миром, когда у ребенка еще нет своего «Я», он еще слабо осознает себя отдельным существом. Но затянувшийся эмоциональный симбиоз ребенка и родителя приводит к возникновению сепаратной тревоги, когда «недостроенный» образ «Я» разрушает матрицу самоощущения: «Кто Я?» Вместо отношения Я - Другой возникает «Пра - Мы». Практически ребенок лишается самостоятельности в действиях и мыслях, его дальнейшее психическое развитие личностной и общественной зрелости под угрозой.

Причины сепаратной тревоги К. Блага и М. Шебек видят в биологических предпосылках, заключающихся в неблагоприятных особенностях нервной системы, которые приводят к повышенной психической ранимости. Ребенок имеет врожденную пониженную терпимость к неудовлетворению своих потребностей, но трудно привыкает к новым импульсам, легко перевозбуждается - быстро устает и расстраивается от текущих каждодневных раздражителей. Его темперамент неуравновешенный, он криклив и неудобен для родителей. Последние, в свою очередь, совершают много ошибок и сбоев в воспитании. Как правило, ребенок все крепче привязывается к родителям, а его потребность в автономии не проявляется, не удовлетворяется.

Отставание в развитии автономии Я, сопровождаемое сепаратной тревогой, может быть вызвано и чисто психосоциальными причинами. Прежде всего, это тревожные матери, которые чувствуют себя спокойнее, если полностью контролируют и руководят действиями ребенка, они живут под постоянной тревогой: «Как бы с ним чего не случилось». Чрезмерная опека матери лишает ребенка уверенности в том, что он может безопасно передвигаться и что-либо делать без материнского присмотра. Вместо гордости за свою самостоятельность появляется чувство, что для него надежнее самому-ничего не делать. И у мамы вместо гордости за успехи ребенка присутствует забота о своем спокойствии. Таким образом, «тревожная мать утверждает ребенка в сознании, что самостоятельность не приносит радости, и что, если он рядом с матерью, она спокойна, а на его долю достанется больше ласки и заботы».

Затрудняется формирование автономного «Я» и в тех случаях, когда ребенок не имеет надежного источника удовлетворения своих потребностей. Мать по разным причинам заботится о нем нерегулярно, ребенок переходит с рук на руки. Отсутствие постоянного, надежного источника безопасности способствует тому, что ребенок затрудняется отграничить свое Я от окружающей среды. Для того, чтобы душевное развитие проходило наиболее гармонично, ребенок должен быть уверен в любви и постоянной заботе одних и тех же лиц.

Если ребенок лишен эмоционального общения с родителями, он испытывает эмоциональный голод. При депривации возникает угроза недоразвития образа «Я» ребенка, в частности, его чувственного компонента «какой Я?» Л.C. Выготский говорил: «Только через других мы становимся самим собой». Отсутствие тесных эмоциональных отношений между ребенком и родителем лишает малыша тактильных контактов, что является опасным для ребенка, так как на телесном уровне он утрачивает ощущение безопасности, теплоты и ласки, и следовательно, «теряет» часть самого себя. В дальнейшем по мнению Е.Т. Соколовой (1995) чувственно-живая, телесная часть его «Я» отщепляется и отчуждается от образа «Я» как «плохая» (она не принимается другими, значит, она «не моя», в то время как качеству «Я» присваивается угодное другим «фальшивое Я»).

Развиваясь, ребенок вступает в разнообразные взаимоотношения с большим количеством людей, расширяются формы и способы его общения. Кроме родителей и других близких родственников, он неизбежно общается с детьми (сверстниками или другого возраста), он общается с другими взрослыми (воспитателями, знакомыми, соседями и т.д.). Вероятность возникновения тревожных ситуаций увеличивается пропорционально расширению сферы общения и сферы деятельности, в которые постепенно включается ребенок.

Определенное влияние на развитие тревожности дошкольников оказывают страхи взрослых, вызванные происходящими макросоциальными изменениями в обществе и фиксируемыми психологами с начала 90-х годов. Исследование А.М. Прихожан (1995) показало, что родители приобрели «новые» страхи, связанные с боязнью собственной несостоятельности в широком смысле слова, боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью катаклизмов, глобальных катастроф и нехватки денег. Таким образом, на микросоциальном уровне проявляются социально-экономические перемены в обществе.

Современных родителей меньше, чем 10 лет назад, тревожат способности их детей, из-за которых ребенок будет недостаточно успешным. Гораздо больше их волнуют отсутствие средств, из-за чего ребенок не может получать всего того, что должны дать родители (образование, материальные блага); либо они ощущают наличие безымянной силы, преграды, которую ребенок должен будет преодолеть сам, чтобы достичь чего-либо в жизни, а родители мало чем смогут ему помочь. Подобные страхи родителей вызывают аналогичные «зеркальные» страхи у детей, которые отрицательно влияют на чувство защищенности, разрушают его.

Причины тревожности, таким образом, могут иметь две основы:

1. природную основу: психофизиологические особенности организма: тип нервной системы, генетическая предрасположенность, характер чувствительности. А.И. Захаров считает, что тревожность в чем-то напоминает проявления холерического темперамента. Тревожность может быть свойством темперамента, но чаще всего в дошкольном возрасте мы имеем дело с «тревожностью ожиданий и общения», которую B.C. Мерлин характеризовал как «особое прижизненно сформированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым». Безусловно, данные индивидуальные свойства человека способствуют развитию тревожности, как личностного качества, но не являются определяющими. Это лишь фон для развития данной особенности. Немаловажное значение имеет процесс внутриутробного развития и родов;

2. социальную основу: социальные факторы проявляющиеся на макро- и микросоциальном уровне. Тревожность родителей находит «зеркальное» отражение в эмоциональном состоянии детей. К социальным факторам относится тип семьи, микроклимат в семье и детском саду, особенности родительской позиции (Е.В. Кучерова). В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности бывают нарушения детско-родительских отношений. В более зрелом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

В возрастной и педагогической психологии широко изучаются проблемы учебной тревожности (Д.Ю. Андрияшек, Л.И. Божович, О.В. Доронина, В.В. Плотников, Е.В. Полевая, А.М. Прихожан, С.В. Форманова, О. Янош и многие другие).

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова (1988), изучавшие детей дошкольного возраста, выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Если ребенок в необычной ситуации впадает в панику, отказывается от деятельности, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Если ребенок поначалу пытается решить задачу привычными способами, а потом отказывается с равнодушным видом, - скорее всего, уровень его тревоги недостаточен.

Если же ребенок внимательно включается в ситуацию, вникает в задачу, перебирает варианты решения, увлекается заданием, думает о нем - следовательно, это уровень конструктивный.

Тревожность как индивидуально-психологический фактор школьной дезадаптации исследовалась представителями томской психологической школы Е.Ю. Брель (1996), Т.Г. Бохан (1996), Э.В. Галажинским (1995). Было установлено, что слаботревожные ученики достигают результата после сообщения о неудаче, высокотревожные - пройдя предварительный нейтральный вариант задания, когда ожидание успеха и неудачи одинаково сильные (G. Mandler. S.Sarason). Кроме того, высокотревожные личности достигают лучшего результата, когда им сообщаются средства преодоления страха (S. Sarason). В то же время, длительно сохраняющаяся ситуативная тревожность может усиливать личностную тревожность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Характерные черты при этом имеет развитие мотивации, самосознания и самооценки. Исследования В.В. Лебединского, А.С. Спиваковской, В.И. Гарбузова, Г.М. Бреслав, В.Е. Каган, Е.В. Кучеровой, М.Л. Якубовской и др. позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Как и все дети преневротической группы, тревожные дошкольники испытывают трудности в социальной адаптации. «Они обнаруживают несостоятельность во многих жизненных ситуациях, компенсация таких детей неудачна, они используют неадекватные способы психологической защиты». Обычно ребенок со здоровой, нормальной психикой легко справляется с переживаниями, угрожающими его эмоциональному благополучию. Он тоже демонстрирует свои отрицательные переживания. Он осознает свои неприятности, напряжение, или просто «плохое настроение». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использует упражнения. Чувство контроля над происходящим очень важно и для взрослого, и для ребенка, иначе он теряется и ощущает свою беззащитность перед ситуацией.

Тревожный ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе, которые возникают в проблемных ситуациях. Его реакция носит неадекватный характер. Это либо уход без борьбы (но проблема остается во внутреннем плане, причиняя немало страданий), либо агрессия, которая тоже не решает проблему, а лишь порождает все новые трудности.

Таким образом, развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями. Тревога вызывает психологическую защиту, которая в качестве средства защиты для восстановления утраченного душевного равновесия на внутриличностном уровне использует механизмы психологической защиты, снижающие ощущение дискомфорта до приемлимого, примеряет ребенка с самим собой; а на межличностном уровне использует способы психологической защиты, которые могут достигать или не достигать своей цели. Образуется некая схема двух вариантов защитного направления: Явления тревожного ряда возникают у каждого ребенка, они требуют действий психологической защиты, которая может быть, как мы видим, адекватной, конструктивной и эффективной, либо неадекватной, неконструктивной и неэффективной. Данные характеристики определяются средствами психологической защиты: механизмами и способами защиты. В результате специфики средств защиты формируется либо адаптивная личность, у которой уровень тревожности соответствует норме, либо дезаптивная личность, развивающаяся в агрессивно-протестной, капитулятивно-депрессивной или невротической формах дезадаптации и отличающаяся высоким уровнем тревожности.

Таким образом, у тревожного ребенка психологическая защита не выполняет своей функции. Внешний конфликт переходит во внутренний, оказывая негативное воздействие на эмоциональное состояние ребенка и его адаптацию, и опять приводит к появлению новых способов защиты, которые также бывают неэффективными. Как следствие, усугубляются эмоциональные, поведенческие, личностные нарушения развития. Способствовать нормированию личностного роста ребенка может коррекционная работа с ним.

 

Автор: Ковалева Е.Б.