23.06.2011 6578

Опыт социального воспитания сестер милосердия в России (статья)

 

Развитие теории и практики воспитания милосердия при подготовке будущих медицинских сестёр имеет в России давнюю традицию. Логика становления Российской государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении долгое время играла русская православная церковь. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно развивались при поддержке восточно-христианской церкви в общинах диаконисе и монахинь с самого начала её существования и вплоть до 1917 года.

Начало специальной подготовки сестёр милосердия можно отнести к 1818 году, когда в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. Преподавание велось врачами по учебнику Христофора Оппеля - это первое руководство на русском языке для специальной подготовки сестринского персонала, вышедшее в свет в 1822 году. Будущие выпускницы института обучались правилам ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и за больными с «прилипчивыми болезнями», осваивали методики выполнения основных медицинских процедур и приёма лекарственных средств. Большое внимание уделялось гигиеническим условиям содержания больных. Значимым для того времени явилось то, что опытный врач и первый организатор сестринской помощи в России X. Оппель сформулировал принципы отбора ухаживающего персонала и первостепенные требования к его физическим и нравственным качествам, определив тем самым основы деонтологии.

Несколько позже по всей России начали организовываться общины сестёр милосердия. Многие специалисты (П.В. Власов, А.А. Шибков, А.В. Постернак и др.), изучающие теорию и историю развития сестринского дела полагают, что в тот период российской истории имелись для этого все необходимые предпосылки. Вторая половина XIX века отмечена мощным подъёмом духовного движения всех социальных групп и слоев русского общества. Параллельно развитию промышленности, с формированием новых, присущих капиталистическому способу производства отношений, происходит взлёт духовности, насыщенный патриотизмом и самоотверженностью, любовью к ближнему, любовью к Отечеству. Этот порыв находил выражение в разных сферах общественной жизни. Образование общин сестёр милосердия, кроме того, подпитывал ось ещё двумя социальными проблемами: недостатком обслуживающего медицинского персонала т.к. лекарей с высшим образованием в России было ещё очень мало, поэтому народ в основном пользовался фельдшерской медицинской помощью и услугами знахарей. Количество выпускаемых из школ фельдшеров было крайне недостаточным как для оказания амбулаторной и домашней медицинской помощи населению страны, так и для ухода за больными, находившимися в больницах и госпиталях. Кроме того, повышенные требования к более широкому развитию женского ухода за больными предъявила Крымская война. Немаловажную роль сыграло также стремление женщин к эмансипации, связанное с их социальным неравенством, ограничивающим участие в различных сферах общественной жизни.

Так, с 1844 года началось движение общинных сестёр милосердия, которое явилось выражением высокой нравственности, самоотвержения и духовности. Учреждались общины в большинстве случаев по почину представителей высшего сословия и известных врачей того времени. Наиболее крупные из них: Свято-Троицкая - основана Великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской, Никольская - княгиней Софьей Степановной Щербатовой и врачом Ф.П. Гаазом, Крестовоздвиженская - Великой княгиней Еленой Павловной и Н.И. Пироговым и т.д. Постепенно определились основные категории общин:

1) с общими благотворительными целями (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Петербурге);

2) военно-медицинские, главной задачей которых была помощь раненым и больным воинам (Крестовоздвиженская, Георгиевская, «Утоли моя печали»);

3) приписанные к женским монастырям в ведении св. Синода (Владыч-не-Покровская в Москве). Впрочем, эти сферы деятельности не были жестко разграничены среди образованных общин.

Руководство общинами в первые годы существования осуществлялось дамскими комитетами, в которые входили женщины преимущественно из дворянской среды. Не ставя своей целью, описание деятельности каждой общины отметим лишь, что существовало их в дореволюционной России достаточно много. Между общинами существовала тесная взаимосвязь, а по форме, духу и укладу они мало отличались друг от друга, нося в основном характер полумонашеских.

Характеризуя устройство и быт общин сестёр милосердия можно отметить, что располагались они чаще в специально предназначенных для них помещениях в усадьбах русских царей, купцов и дворян, где сами стены уже задавали контекст служения ближнему, служения Отечеству. На территории общин происходило постоянное строительство, что было обусловлено возрастающими потребностями в медицинском уходе и увеличением в связи с этим численности сестёр. В качестве примера можно привести Владычне-Покровскую общину строительство которой началось в 1870 году и продолжалось до Первой мировой войны. Община разместилась на территории дворцового села Покровское-Рубцово - старинной вотчины русских государей. 16 января 1887 года в бараках Покровской общины открылась больница для хроников, нуждающихся в больничном содержании, но по состоянию здоровья и по характеру болезни не требующих какого-либо специфического лечения. В 1913 году на территории общины была построена больница в честь 300-летия дома Романовых.

Другая община «Утоли моя печали», основанная княгиней Н.Б. Шаховской вначале расположилась в нескольких старых домах на Покровской улице, затем в усадьбе в Лефортове. В 1874 году княгиня начинает строительство трехэтажного больничного корпуса, рассчитанного более чем на сто мест, с - терапевтическим, неврологическим и хирургическим отделениями. К работе в больнице, открывшейся уже на следующий год, привлекались лучшие московские врачи, в том числе С.П.Боткин. На втором этаже был освящен храм во имя иконы «Утоли моя печали». Планировку продумали так, чтобы душевнобольные из прилегающих к храму палат могли слышать богослужения через большие окна. Было здесь и отделение для неизлечимо больных. В 1896 году рядом с больницей вырастает трехэтажный кирпичный корпус детского приюта. Высочайшей его покровительницей стала последняя русская императрица Александра Федоровна, приветствовавшая создание приюта благодарственной телеграммой с пожеланием преуспевания доброму начинанию. В приюте были оборудованы спальни, учебные классы, игровые комнаты. Сирот содержали здесь до 18 лет и воспитывали так, что по выходе из приюта они могли начать самостоятельную трудовую жизнь. Часть воспитанниц после обучения в фельдшерской школе при общине оставались здесь сестрами милосердия в общине. В 1876 году организуется госпиталь в Москве. Позднее император Александр II принял общину под свое покровительство и она стала называться Александровской. В 1892 году община милосердия «Утоли моя печали» организует в Иркутском крае лепрозорий, а на Волге, в четырех верстах от Нижнего Новгорода, - плавучий госпиталь для борьбы с наступающей на Россию холерой.

При большинстве общин также находились церковь, больница, сиротский приют, четырёхклассная или шестиклассная школа для девочек, общежитие для сестер, амбулатория, аптека, фельдшерские курсы, женское училище (община «Утоли моя печали»), школа шелководства и дом призрения для престарелых монахинь и сестёр милосердия (при Покровской общине). Общины существовали на средства, составляемые от частных пожертвований и на доходы от платы за уход за больными в частных домах и больницах. В общинах успешно функционировали отделения: собственно сестёр милосердия, отделение испытуемых сестёр, медицинское и воспитательное отделения (Свято-Троицкая, Владычне-Покровская и др.).

Анализируя этикет в общинах сестёр милосердия, мы можем утверждать, что в каждой из них действовал Устав, регулирующий порядок поступления в общину, нормы обращения сестёр друг с другом, их обязанности, распорядок дня, правила дисциплины и требования к внешнему виду. Устав определял так же и основные направления деятельности общины. Так в Уставе Покровской общины, учреждённом в 1872 году определялись следующие задачи:

1. Подготовка сестёр милосердия;

2. Оказание помощи больным;

3. Воспитание детей.

Разрабатывались Уставы основателями общин, их непосредственными руководителями и комитетами. Долгое время не утверждался Устав Кресто-воздвиженской общины, однако существовали временные положения, координирующие деятельность сестер, которые в общих чертах были сформулированы княгиней Еленой Павловной и Н.И. Пироговым. Согласно Уставам в общины могли вступать незамужние женщины, вдовы и девушки всех сословий в возрасте от 18 до 40 лет, иногда возраст колебался до 60 лет, многие умели читать и писать, что зачастую определялось как обязательное условие, но были и неграмотные. Установленный порядок чаще всего не позволял членам общины выходить замуж. Так, например, в Свято-Троицкой и Кре-стовоздвиженской общинах, если женщина выходила замуж, она исключалась из членов общины. Замужние женщины принимались в общины как редкое исключение и только во время войны. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим большинство сестер выносило не более 5-10 лет. Однако существовали общины и с более лояльными правилами. После определённого испытательного срока (от 1 года до 3-х лет) испытуемые должны были решить, могут ли они принять на себя обязанности сестры милосердия, дамские комитеты так же высказывали своё мнение о сестрах, которое было решающим в этом вопросе.

Примечателен тот факт, что посвящение в сестры милосердия осуществлялось после принятия ими специальной присяги. Эта традиция уходит своими корнями в самые первые в России женские организации по уходу за больными - Вдовьи дома. Прежде чем стать «сердобольной» каждая вдова так же проходила специальную подготовку в числе испытуемых в течение года. Посвящение в «сердобольные» проводилось после принятия установленной присяги и присвоения особого знака отличия в виде золотого креста на зелёной ленте с надписью «Сердоболие». Подобная процедура существовала практически во всех общинах. Так, например, описывала обряд своего приёма в Крестовоздвиженскую общину Е.М. Бакунина: Сначала она постилась и приступала к Святым Тайнам, потом выслушала своё клятвенное обещание, зачитанное ее священником, перед которым она, приложившись к Евангелию и кресту встала на колени. И иерей надел ей на шею позолоченный серебряный крест на голубой ленте. На лицевой стороне креста стояла надпись: «Ты, еси, Боже, Крепость моя!», а на оборотной: «Возьмите иго моё на себе».

В Покровской общине выдержавшие испытательный срок в течение 5 лет удостаивались звания старшей сестры. При этом сестра получала наперсный крест в связи, с чем называлась крестовницей. Посвящение в крестовые сестры общины «Утоли моя печали» происходило в Высоко-Покровском монастыре с присвоением каждой сестре большого наперсного креста с изображением иконы Божьей Матери и названием общины. Крестовые сестры должны были иметь профессиональную медицинскую подготовку. Можно предположить, что по аналогии не только с врачебной присягой, но и с этой традицией на протяжении многих лет и до настоящего времени студенты медицинских училищ при поступлении дают клятву Гиппократа, а современные медицинские сестры - клятву Флоренс Найтингейл.

Изучая режим, существовавший в общинах сестёр милосердия, многие исследователи того времени полагают, что он всё же несколько отличался от порядка, установленного в общинах диаконисе и монахинь, имея более светский характер. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Это проявлялось как в формировании отношения сестёр друг к другу, так и в отношении к руководству общины. Строились отношения по принципу жесткой субординации, который в несколько изменённом виде в настоящее время действует в медицине: испытуемые и младшие сестры починялись старшим, старшие - настоятельнице общины. Почти монастырский режим присутствовал в общинах, приписанных к женским монастырям, находящимся в ведении св. Синода (Владычне-Покровская в Москве), «Утоли моя печали» и др. Трудовой день, длившийся с раннего утра до глубокой ночи, начинался и заканчивался молитвой. Иные правила сложились в Крестовоздвиженсой общине при непосредственном участии известного русского врача и педагога Н.И. Пирогова. Отдельные положения Устава, введённые в общине,при её формировании и одобренные княгиней Еленой Павловной, были отвергнуты Н.И. Пироговым как непригодные. Так, например, Н.И. Пирогов считал, что главная начальница общины и начальницы отделений сестёр не должны пользоваться особыми привилегиями в общине, т.к. это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работой сестёр по уходу за больными. В докладной записке к «Временным правилам Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых и больных в военных госпиталях» Н.И. Пирогов в октябре 1855 года писал: «Недопустимо введение в общину некоторых обычаев почти смешных и несовместимых с важностью и святостью цели учреждения: сюда я отношу целование руки начальницы, церемониальные поклоны и всякие другие знаки более наружного, мелочного, нежели высокого, внутреннего почтения. Не так должна поступать старейшая из сестёр попечения. Она должна быть сама сестрою, должна, будучи старшею, исполнять ещё строже и тщательнее все обязанности сестёр, какие бы они ни были высокие и не высокие. Она должна не обходить сестёр, а ходить вместе с ними днём и ночью за больными, чтобы вникать во все подробности, видеть собственными глазами все нужды больных, все недостатки и злоупотребления в госпитальном быте, наблюдать за всеми поступками и делами сестёр попечения».

При разработке Устава общины Н.И. Пирогов большое внимание уделял коллегиальности управления и демократизации форм обсуждения и решения вопросов, касающихся прав, поведения и быта сестёр. Для управления общиной он предложил создать комитет, состоящий из старейших сестёр общины, врача и некоторых других лиц. Таким образом, мы видим противостояние двух ценностно-смысловых характеристик социального воспитания сестер милосердия: естественнонаучной («рационализм»), которая задавалась Н.И. Пироговым и миссионерской («служение»), поддерживаемой княгиней Еленой Павловной.

Кроме того, неоднозначное отношение к сестрам милосердия наблюдалось первоначально в российском обществе. Прогрессивная часть русской интеллигенции поддерживала развитие общин сестёр милосердия, но были и сомневающиеся в целесообразности применения женского труда по уходу за больными и ранеными. После Крымской и русско-турецкой войны весьма неодобрительный взгляд военного начальства о допуске женщин на медицинское поприще кардинально изменился. Этому улучшению в значительной мере способствовали наиболее передовые врачи того времени и яркие примеры женского героизма, самопожертвования и безграничного служения во время войны. К началу XX века практически не осталось сомневающихся в необходимости участия женщин в уходе за больными, как на театре военных действий, так и в мирное время. Профессия сестры милосердия стала значимой и уважаемой в обществе.

Как было упомянуто выше, сестры милосердия в общинах принимали присягу, после чего они получали не только специальные знаки, обозначающие принадлежность к организации, но и форму, повседневное ношение которой так же задавало контекст приобщения к совместной деятельности. По свидетельствам литературных источников того времени можно понять, что внешнему виду сестры милосердия придавалось немаловажное значение. Тем не менее, вглядываясь в сохранившиеся фотографии первых общинных сестёр милосердия, следует отметить, что единой формы для них не существовало, но всё же наблюдалось некоторое сходство: тёмные длинные платья, белые фартуки и платки. Видимо руководство общин при разработке Уставов определяло и требования к внешнему виду сестёр милосердия во вверенных им организациях. Так, например, описывал форму сестёр Крестовоздвиженской общины один из современников, провожавший их на вокзале перед отправлением в Севастополь: «на всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких причёсках; белые фартуки с карманами и - самое главное и самое заметное - наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной...униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестёр и даже, пожалуй, обреченность».

В августе 1864 года Швейцарский федеративный Совет по договоренности с правительствами 16 государств и инициативе врача Анри Дюнана созвал в Женеве конференцию, на которой было принято соглашение о добровольной помощи гражданского населения раненым и больным воинам, при условии неприкосновенности участников этой помощи со стороны воюющих. Для лечебных учреждений Женевской конвенцией был установлен особый флаг - красный четырёхконечный крест на белом поле, одинаковый для всех стран, а для личного состава - особый знак - повязка с его изображением на левом рукаве. Отсюда добровольные общества помощи раненым и больным стали называться Обществами Красного Креста. В 1867 году русское правительство подписало Женевскую конвенцию и в том же году в Петербурге было образовано Российское Общество попечения о раненых и больных воинах, которое в отечественной литературе того времени часто называли «Обществом Красного Креста», официально же это наименование (РОКК) ему было присвоено в 1879 году. Как и следовало ожидать, Общество попечения о раненых и больных воинах привлекло к себе многих женщин. Общины сестёр милосердия по всей России, имеющие свой устав и базу для подготовки медицинских кадров так же попадали в ведение этого общества. Среди них: Георгиевская, «Утоли моя печали», Харьковская, Тифлисская и позднее Покровская общины. Естественно, сестры милосердия в этих общинах, как и в других организациях Красного Креста должны были использовать принятую символику, что определялось специальными «Правилами о сестрах Красного Креста, назначаемых для ухода за больными и ранеными воинами», утверждённых Министерством внутренних дел в 1875 году.

Обращаясь к вопросу обучения сестёр милосердия в общинах, можно отметить, что подготовка их в самых первых женских организациях (Свято-Троицкая, Никольская и др.) была узко практической и сводилась к обучению некоторым лечебным процедурам и санитарно-гигиеническим правилам ухода за больными. Позднее круг обязанностей сестёр был значительно расширен, изменилась соответственно и программа обучения. (А.В. Постернак, А.А. Шибков) К участию в учебном процессе и работе в больницах руководители общин привлекали наиболее известных врачей, таких как: Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, СП. Боткин, Б.И. Тарасов, Н.И. Торопов, Н.А. Вельяминов, Н.Я. Чистович, СС. Корсаков, А.А. Остроумов, А.А. Бобров, Л.Л. Левшин, Г.И. Россолимо, СП. Фёдоров, М.И. Лавров, Н.П. Богоявленский и другие. Своеобразным прорывом в подготовке сестёр милосердия можно считать основание в октябре 1854 года в Петербурге Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых и больных воинах. Отсюда и основная цель - забота о раненых. Формирование Крестовоздвиженской общины происходило экстренно в годы Крымской войны. Оценивая состояние раненых в военных госпиталях, непосредственный руководитель общины Н.И. Пирогов предпринял попытку реорганизации общины и усовершенствования специальной подготовки сестёр милосердия, которая по его замыслу должна проводиться в трёх направлениях: сестёр-хозяек, аптекарш и перевязочных. Для каждого разряда сестёр Н.И. Пироговым была составлена подробная инструкция деятельности, в соответствии с которой и осуществлялось их обучение.

1. «Сёстры-хозяйки обязаны преимущественно наблюдать за чистотою воздуха, белья, палат и за надлежащим качеством и количеством пищи и белья для больных. Они должны следить за проветриванием палат, осматривать отхожие места, порции пищи для больных, готовить некоторые не положенные по уставу, но дозволенные врачами блюда: манную кашу, бульон, компот и др., а также заваривать чай и кофе. У хозяйки должны храниться водка и вино, выдаваемые по предписанию врачей, и белый хлеб для раздачи в экстренных случаях.

2. Обязанность сестры-аптекарши состоит в наблюдении за тщательным сбережением вверенных ей наружных и внутренних лекарств, перевязочных средств и некоторых инструментов... и в раздаче предписанных врачами средств больным. Аптекарша обязана знать названия и даже вес различных лекарств; должна содержать в порядке корпию, бинты и лигатуры.

Сестрам, перевязывавшим больных предписывалось готовить перевязочный материал, подкладывать под больных клеёнку, чтобы не испачкать гноем или кровью бельё, сообщать врачу о замеченном изменении ран».

Сестрам приходилось нередко заменять друг друга, исполнять различные служебные обязанности в связи с чем, по требованию Н.И. Пирогова всем женщинам было необходимо заблаговременно ознакомиться с различными видами занятий и постигнуть искусство ухода за больными в полном объёме. Н.И. Пирогов говорил о том что «сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а притом она непременно должна сохранить чувствительное сердце».

В связи с этим помимо изменений в содержании обучения были введены новые правила организации воспитательной работы в общине. В частности, порядок действий общины, суждения о способностях и нравственности сестёр, изменения в их служебной деятельности решались во вновь созданном комитете, в составе главного врача, священника и старших сестёр. Решения комитета вносились в протокол и отправлялись великой княгине Елене Павловне, что придавало работе сестёр больше ответственности. Одно из первоочередных решений комитета предоставляло старшим сестрам право отстранять от дежурства младших сестёр, явившихся не по форме одетыми или невыполнивших какое-либо служебное распоряжение дежурного врача или старшей сестры. Кроме того, из состава членов комитета и отличных в поведении и работе сестёр был образован «Совестный суд» для разбора всех дел, касающихся нравственности младших сестёр. «Совестный суд» сыграл положительную роль в укреплении дисциплины и воспитании высоких нравственных качеств среди сестёр милосердия.

К началу XX века общины сестёр милосердия становятся фактически средними медицинскими учреждениями и в значительной мере утрачивают первоначальное религиозное содержание. Все же нельзя не упомянуть, что параллельно с общинами сестёр милосердия начинает развиваться и женское фельдшерское образование. Условия приёма и обучение фельдшериц в фельдшерских училищах несколько отличаются от подготовки общинных сестёр милосердия. Так в 1854 году в Петербурге было образовано первое женское фельдшерское училище, куда принимались воспитанницы Петербургского воспитательного дома в возрасте от 15 до 18 лет - по штату до 20 человек. Допускался приём в училище и других девушек. В первые два года они осваивали теоретическую часть, программы включали курсы по анатомии, физиологии, фармакологии, рецептуре, десмургии, частично хирургии. На третий и четвертый год обучения полагалась практика, проходившая в нескольких больницах города, в том числе и той, где трудились сестры Крестовоздвиженской общины. В 1862 году фельдшерское училище было слито со «Школой русских нянек», но число учащихся также не превышало 20-30 человек. С 1872 года в училище вводились новые правила, согласно которым воспитанницы должны были носить форменную одежду, жить при Воспитательном доме на казённом содержании и получать жалование. Практический курс сокращался до одного года, а теоретический наоборот увеличивался до трёх лет, вводились углублённые курсы по уходу за роженицами и новорожденными. Образование велось по программам, утверждённым Министерством внутренних дел для земских фельдшерских школ. Начиная с 1877 года, подобные фельдшерские училища создаются при общинах сестёр милосердия (Георгиевской, Покровской, братстве святой Марии в Москве) и по аналогии с самими общинами каждая фельдшерская школа разрабатывает Устав. Таким образом, к концу 70-х годов XIX века в России существовало уже 12 женских фельдшерских школ и курсов, позднее стали появляться смешанные фельдшерские школы для мужчин и женщин. Кроме указанных выше учреждений в стране существовали более мелкие частные и монастырские общины сестёр милосердия, а так же небольшие школы (курсы), готовившие сестёр Красного Креста. Перед русско-турецкой войной при врачебной общине в Петербурге организуются ускоренные трёхмесячные курсы для подготовки сестёр Красного Креста. Значительное место в учебной программе уделялось специфике работы сестёр милосердия на войне, обучение проводилось в госпиталях и больницах врачами этих лечебных учреждений, а так же штатными врачами общин. Ещё до начала боевых действий в некоторых старейших общинах сестёр милосердия - Крестовоздвиженской, «Утоли моя печали», Георгиевской, Свято-Троицкой, Покровской, Благовещенской так же проводилась некоторая организационная работа по снаряжению сестёр на войну. В результате эти общины оказались наиболее подготовленными и в числе первых отправили своих сестёр в самый центр боевых действий.

Известно множество случаев проявления женского героизма на театре военных действий, которые просто невозможно описать в пределах данной работы, в связи с этим мы постараемся обратиться к деятельности общин сестёр милосердия в послевоенное время. По возвращении в Россию многие участницы русско-турецкой войны оказались материально необеспеченными и безработными. Несколько в лучшем положении оказались сестры Красного Креста, получающие по распоряжению Управления РОКК месячное содержание, тяжелее приходилось общинным сестрам, которые после войны приступили к своим привычным обязанностям. Многие из них держались за жизнь в общине, поскольку она продолжала оставаться основным источником существования. Здесь они получали жилище, одежду, питание и возможность заниматься делом всей жизни - уходом за больными.

В начале XX века все общины сестёр милосердия находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Стремление Общества Красного Креста унифицировать структуру и систему управления российских общин увенчалось утверждением в 1903 году обязательного для всех Устава. Во главе общины стоял Комитет, занимавшийся управлением, внутренним устройством общины, её учреждений и изысканием необходимых средств. В состав комитета входили: члены-сотрудники, безвозмездно работающие в комитете, члены РОКК, благотворители. Следующей инстанцией в управлении общиной стал Попечительный совет, избиравшийся на собрании Комитета. Его возглавляла попечительница общины, она же председательница Комитета и член местного управления Красного Креста. Попечительный совет координировал всю деятельность общины и функционирование лечебных учреждений, устанавливал плату с приходящих больных, решал хозяйственные вопросы. В него входили обязательные члены: помощник попечительницы, главный врач, священник, сестра-настоятельница, казначей, уполномоченный от РОКК. Попечительница занималась решением вопросов внутреннего распорядка и быта сестёр милосердия, назначала сестру-настоятельницу, старших сестёр и пр. Последние в свою очередь ведали определёнными направлениями деятельности общины (аптека, хозяйственная часть и т.д.). Главный врач руководил лечебными заведениями общины, координировал вопросы теоретической и практической подготовки сестёр, следил за их здоровьем. Остальные члены совета, в том числе священник занимали выборные должности и их функции в Уставе подробно не описывались.

Согласно Уставу в сестры милосердия принимались девицы и вдовы всех сословий в возрасте от 18 до 40 лет христианского вероисповедания, обязательно грамотные. Как и раньше женщины обязывались хранить безбрачие. Испытательный срок должен был быть не менее года. В этот период сестра проходила обучение под руководством главного врача и настоятельницы, вместе с тем испытывались и нравственные качества будущей сестры. Практические занятия назначались в больницах, аптеке и других учреждениях. Можно отметить, что обучение носило в основном индивидуальный характер. По окончании курса подготовки женщина сдавала экзамен по программе Главного управления РОКК, утверждалась Попечительным советом, получала свидетельство со статусом сестры милосердия и трудовую книжку. По принятым в общине правилам сестры должны были беспрекословно подчиняться попечительнице, сестре-настоятельнице и главному врачу.

Уставом определялась и единые для всех требования к форме: шерстяное или холщевое платье серого или коричневого цвета с большим нагрудным знаком красного креста, а на левом рукаве - повязку с тем же знаком, но меньшего размера. За незаконное ношение этой формы предусматривались наказания в виде штрафа и даже ареста до 3-х месяцев. Вместе с тем жестких ограничений в цвете одежды не было: крестовоздвиженские сестры носили коричневые платья, члены Никольской общины - синие, Иверской -почти чёрные, Марфо-Мариинской - белые. Эскиз для формы сестёр последней был выполнен по специальному заказу художником Нестеровым.

Как и раньше Устав гласил, что служение сестры милосердия безвозмездно т.к. является первым условием её христианского служения. Сестры, прослужившие в общине 5 лет, удостаивались особого знака отличия и диплома - раньше их называли крестовыми. Испытуемые сестры находились на полном обеспечении общины. Все деньги, заработанные сестрами в командировках или в случаях ухода на дому, поступали непосредственно в общину, поскольку сестрам запрещалось принимать вознаграждение. Однако в период боевых действий им всё же предоставлялись так называемые «подъёмные» ежемесячное жалование.

В новом Уставе достаточно подробно оговаривался вопрос предоставления пенсий уволенным сестрам милосердия по причине расстроенного здоровья или престарелым и проработавшим в общине не менее 15 лет. Порядок назначения пенсий и увольнения сестёр сохранился с небольшими изменениями до настоящего времени.

Таким образом, анализируя историю общин милосердия, мы видим, что некоторые исследователи этого вопроса полагают: «Общины сестер милосердия возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения... В этом смысле им близкой была монашеская традиция» (Постернак А.В.), другие считают что изначально в большинстве российских общин религиозность была вытеснена межконфессиональностью и гуманизмом. Церковная «компонента» была представлена в нем не более чем во многих других закрытых заведениях Российской империи (Л.А Карпычева).

По нашему мнению, в любом случае можно говорить о существовании в общинах сестёр милосердия ярко выраженной миссионерской ценностно-смысловой характеристики, поскольку само слово «община» уже несёт в себе определённый смысл и обозначает объединение людей, сплочённых единой идеей. В данном случае это идея бескорыстной помощи больным. Конечно, с развитием деятельности Красного Креста в России стали образовываться новые общины, но и они в качестве основных имели идеи патриотизма и гуманизма. Так к началу XX века общины становились практически единственными массовыми организациями, занимающимися подготовкой среднего медицинского персонала. РОКК предъявляло к ним единственное требование - готовить профессиональных и дисциплинированных медицинских сестёр, в связи с чем, изначальный принцип общинности постепенно стал утрачивать свой глубокий смысл.

Объединение общин сестер милосердия под эгиду РОКК нравилось далеко не всем. В 1908 г. сестра милосердия Т. Миркович в обстоятельной Записке, имевшей большой резонанс в обществе, писала, что даже «идеи старых общин сестер милосердия настолько расходятся с задачами Красного Креста, что служить целям последнего не могут». В Записке отмечается и общий упадок общин Красного Креста в профессиональном и главное в нравственном смысле. Требования бескорыстного и безвозмездного служения сестер диктовались корыстными интересами различных государственных ведомств. Общежитие, способствующее в православных общинах спасению души и исполнению заповеди любви к ближнему, подменялось казармой закрытых заведений. Духовное подвижничество уступало место кратковременному военному героизму. Из общин Красного Креста исчезали просто человеческие «чувства локтя», дружества, взаимной поддержки. Старые и формально независимые от Красного Креста общины сестер милосердия вполне усваивали тот же дух. Это, конечно, не исключало возможности подлинного христианского подвижничества на поприще сестры милосердия, но сам строй общин сестер милосердия ему не содействовал. Характерно также, что РОКК предпринял попытку переименовать «сестер милосердия» в «сестер Красного Креста», впрочем, не увенчавшуюся успехом, так как кандидатки явно отдавали предпочтение первому названию, поступая в Общины, где оно сохранялось. Но все же революция 1917 года провела окончательную черту между «сестрами милосердия» и «медицинскими сестрами», а общинная структура практически выродилась. И всё же институт сестер милосердия, в том виде, в каковом он сложился к началу XX века, сыграл значительную роль в становлении женской медицинской профессии средней и низшей квалификации (фельдшера, медсестры, сиделки, санитарки). По уставу РОКК общины сестер милосердия имели целью в первую очередь «подготовку опытного женского санитарного персонала для ухода за больными и раненными как в военное, так и в мирное время».

Лишь в некоторых общинах старого образца, изначально имевших общие благотворительные цели помимо медицинских сестер милосердия имелись сестры милосердия, специализирующиеся на воспитании и обучении детей, работе с бедными, стариками, инвалидами.

В настоящее время интерес к деятельности общин сестре милосердия постепенно усиливается, что связано не только с практическими задачами, стоящими перед Русской Православной Церковью, но и с необходимостью нравственного возрождения основ профессии медицинской сестры. В России появился женский монастырь (Богоявленско-Анастасиин, Костромской епархии), где монашествующие служат врачами, медицинскими сестрами, воспитателями. Возникли четыре, по крайней мере, обители милосердия - в Москве, Владивостоке, Самаре, Оренбургской области. Работают десятки сестричеств и групп милосердия при церковных приходах. Более десяти лет существует Свято-Димитриевское православное училище сестер милосердия в Москве. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия - государственное образовательное учреждение, входящее в структуру Комитета здравоохранения Москвы, созданное в 1992 году по распоряжению Правительства Москвы. Училище имеет государственную лицензию на занятие образовательной деятельностью в области медицины, а также на санитарно-просветительскую работу среди населения. Инициатором создания училища выступила община сестер милосердия при больничном храме святого благоверного царевича Димитрия в 1-й Городской Клинической больнице им. Н.И. Пирогова. Основной задачей училища является подготовка средних медицинских работников по специальности «Сестринское дело» из числа православных христиан, желающих сочетать активную церковную деятельность с профессиональным обучением. Училище также готовит патронажных работников по специальности «младшая медицинская сестра по уходу за больными» для работы с хроническими больными, пожилыми людьми и инвалидами. Со студентами обязательно занимаются священнослужители больничного храма. В Учебный план училища введен курс духовных дисциплин. Основным из них является «Духовные основы милосердия», преподаваемый на всех курсах училища. Его цель - способствовать укреплению и осмыслению веры учащихся, стремления жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах Церкви. В рамках этого курса студенты изучают такие предметы, как литургика, Ветхий Завет, Новый Завет, история России, цер-ковно-славянский язык, святоотеческое наследие, основы догматического и нравственного богословия, история Церкви, история служения сестер милосердия.

В училище были разработаны и внедрены в практику краткосрочные формы обучения: патронажные курсы по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными и выездные педагогические семинары. За основу обучения на курсах взят стандартный учебный план, разработанный согласно приказу министра здравоохранения СССР № 842 от 03.12.1968 г. «Об организации курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными» (272 учебных часа, 12 предметов). При составлении своего плана училище учитывало специфику слушателей (православные христиане), а также особенности их будущей работы: престарелые, одинокие, инвалиды, хронические больные. При изучении всех предметов особо подчеркивались медико-социальные проблемы пожилых людей в условиях современной городской жизни и пути их, хотя бы частичного, преодоления. Все обучение длится 280 часов. Половина этого времени - практические занятия у постели больного в больнице, в квартирах на патронаже, в учебном кабинете для практических занятий. В учебный план вошли следующие дисциплины:

– Духовные основы милосердия (как помочь больному правильно относиться к своей болезни, страданию, смерти; как построить патронажному работнику свои отношения с больным и его родственниками; как самому возрастать в добродетели милосердия).

– Наблюдение за больным (основные представления об анатомии, физиологии и патологии человека).

– Основы общего ухода.

– Простейшие сестринские процедуры.

– Уход за пожилыми людьми.

– Основы реабилитации и адаптации пожилых и инвалидов (оккупациональная терапия).

– Основы массажа.

– Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

– Основы практической социальной работы.

– Создание и контроль безопасной среды проживания в домашних условиях.

При обучении использовался опыт патронажной службы общины сестер милосердия при больничном храме, выпускниц училища, работающих в неврологических и травматологических отделениях 1 Городской Клинической Больницы, опыт английских и американских сестер милосердия, приезжавших в свое время в училище и проводивших семинары со студентами и больничными сестрами по уходу за пожилыми больными. Училище активно ведет собственную издательскую деятельность - начат выпуск серии учебно-методической литературы «Библиотека сестры милосердия» для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: «О пролежнях», «Основы медико-социальной реабилитации», «Очерки по истории общин сестер милосердия». Основная задача серии - распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми.

Интересен также опыт работы учебного центра Марфо-Мариинской обители созданный в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в возобновление традиций воспитания и образования девиц православного вероисповедания. Целью создания учебного центра Марфо-Мариинской обители милосердия является подготовка дипломированных сестёр милосердия по медицинской специальности «Сестринское дело». Обучение и подготовка сестёр милосердия осуществляется как одна из социальных благотворительных программ Обители по оказанию помощи девушкам православного вероисповедания, желающим получить квалифицированное профессиональное образование в высококлассном учебном заведении и не имеющим для этого достаточных материальных средств.

Марфо-Мариинская обитель была создана в 1909 году Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной. Это была Обитель труда, милосердия и молитвы. Деятельность сестёр была направлена на улучшение и исправление жизни обездоленных. В Обители имелись два храма, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бесплатно, детский приют, школа. Перед посвящением в сестры от насельниц обители требовался год послушничества, в течение которого некоторые послушницы получали образование медицинских сестёр в университетской больнице в Москве. После революции Обитель была закрыта. Её деятельность была возобновлена в 1994 году.

Учебная подготовка сестёр милосердия проходит на базе медицинского колледжа, входящего в состав ВУНМЦ (ныне Государственное Образовательное Учреждение ВУНМЦ МЗ РФ). Таким образом, родилось сотрудничество религиозной организации и государственного учреждения.--В результате был разработан договор, который предусматривал обучение сестёр милосердия согласно государственному учебному плану по специальности 0406 «Сестринское дело» с присвоением квалификации «Медицинская сестра на базе среднего (полного) общего образования». Форма обучения очная. Срок обучения 2 года 10 месяцев.

Право формирования состава группы было предоставлено Обители, что позволило набрать студентов, уделяя внимание, прежде всего, их духовно-нравственным качествам, желанию воспитать в своей душе сострадательную любовь к больному человеку. Обязательным условием для поступления была письменная рекомендация духовника или настоятеля прихода, в котором абитуриентка постоянно окормлялась духовно. Преподаватели с удовольствием работают в группах учебного центра Обители, отмечая высокую успеваемость будущих сестёр милосердия, их желание учиться и ответственное отношение к любым поручениям, будь то выполнение домашнего задания, написание рефератов или уборка в учебной аудитории после занятий. Улучшился и морально-нравственный климат в коллективе студентов и преподавателей. Помимо обязательной программы колледжа, воспитанницы Учебного центра изучают духовные дисциплины: катихизис, историю Церкви, Священное Писание Нового Завета, агиологию. Воспитанницам Учебного центра читаются также лекции по основам допастырского душепопечения, что особенно важно в подготовке сестер милосердия, ибо их задача - не только забота о выздоровлении тела больного, но и попечение о его душе. Цель такого служения сестры милосердия - миссионерская: обратить душевные силы больного к Богу и, в соработничестве со священником, уврачевать больного духовно. Практические навыки по уходу воспитанницы получают с первого курса в НИИ им. Н.В. Склифосовского и в госпитале им. Н.Н. Бурденко.

С самого начала существования Учебного центра для его воспитанниц был введен полумонастырский Устав. В общежитии создана молитвенная комната, в которой совершается ежедневное молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы, акафисты. Порядок совершения акафистов такой же, как при Елизавете Федоровне. В некоторых случаях совершаются молебны, в дни поста читаются покаянные каноны. Воспитанницы Учебного центра имеют определенные послушания, которые совершаются в порядке очереди -покупка продуктов, приготовление пищи, уборка помещений. Среди воспитанниц создан актив, который отвечает за выполнение послушаний, составляет графики дежурств. Существуют правила внутреннего распорядка, согласованные со светским руководством общежития, однако, они существенно отличаются от правил, имеющихся в обычных общежитиях. Основу правильного поведения - послушание и повиновение наставникам. Правила составлены с учетом традиций Обители: подъем в 6 час. 30 мин.; в 7 час. - утреннее правило; в 8 час. - завтрак; в 9 час. - начало учебных занятий в Медицинском колледже; 12 час. - обед; с 12 час 45 мин до 16 час. - продолжение занятий. В 17 час. у воспитанниц полдник, в 19 час. - ужин. С 19. 30 до 21 часа - самоподготовка; в 21 час чтение акафиста и вечернее правило. В 23 часа - сон. По пятницам или субботам воспитанницы Учебного центра осуществляют патронаж одиноких, пожилых и больных людей с тяжелыми формами сахарного диабета, состояниями после перенесенного паралича или перелома шейки бедра и др. Покидать общежитие медицинского колледжа разрешается только по уважительной причине и с разрешения начальницы Обители. Для поездок в другие города требуется письменное прошение с указанием причины, адреса, по которому будет находиться воспитанница, и времени возвращения.

Послушание наставникам не просто требование устава или распорядка дня, а следствие особенной традиции Обители. После некоторого испытания (1,5-2 мес.) девушки, принятые в Учебный центр, дают обет послушания на время обучения. Обет дается по особенному чину посвящения в воспитанницы Обители, совершаемому в храме. С момента принятия обета воспитанница Учебного центра является насельницей Марфо-Мариинской Обители. Внешним знаком этого является вручение воспитанницам косынок особого покроя, которые они надевают на послушания, учебные занятия, на молитву. Как дополнение к косынке на медицинские занятия воспитанницы надевают халаты специального покроя. Форменная одежда имеет воспитательное значение - она дисциплинирует, выравнивает отношения в группе, повышает ответственность. Это важно еще и потому, что группа выделяется на фоне светских учебных групп как православная, а, следовательно, по всеобщему мнению, она должна быть образцом. С 2002 года группы стали смешанными, то есть вместе с воспитанницами Учебного центра стали обучаться светские девушки, что не вызвало никаких негативных явлений или конфликтных ситуаций. Для воспитанниц это позитивный момент, поскольку некоторая самозамкнутость в группах и общежитии не способствует в дальнейшем общественной работе сестры милосердия. После окончания обучения некоторые воспитанницы принимают решение остаться в Обители в качестве обетных сестер.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. В дореволюционной России сестры милосердия имели высокий социальный статус. Уже в то время отмечаемые «высокие душевные качества, взаимоотношения и уклад жизни в общинах сестер милосердия, которые отличали их от сестер, проходивших подготовку в школах Красного Креста, вызывали большое уважение и почитание в обществе. В послужных списках сестер милосердия, на страницах документов и в печати оно писалось с большой буквы. В самом звании «сестра милосердия» отражено профессионально-этическое содержание деятельности женщин, посвятивших себя уходу за больными. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. «Нравственным началом», профессионально-этической основой работы сестер милосердия была религиозная вера и самопожертвование во имя любви к ближнему.

2. Анализ отечественного опыта работы общин показывает наличие ценностно-смысловых характеристик социального воспитания сестер милосердия: принятие присяги, обязательное ношение формы, полумонашеский режим, этикет, символика.

3. Большое влияние на деятельность общин сестер милосердия оказал известный русский врач и педагог Н.И. Пирогов. Склоняясь к рационалистическому пониманию функций сестер милосердия и являясь сторонником лояльных правил их общежития, Н.И. Пирогов считал, что сестре милосердия не обязательно быть православной монахиней. Это должна быть женщина с практическим рассудком, хорошим техническим образованием и стремлением направлять свою деятельность для пользы ближнего.

 

АВТОР: Недоводеева Т.А.