24.08.2011 25037

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении (статья)

 

При моделировании образовательного развивающего пространств, необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы понимаем основную функцию обучения и воспитания как стимулирование саморазвития обучающегося, то та же функция должно быть представлена и в модели образовательного развивающего пространства образовательного учреждения.

Существуют и другие требования к модели: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий и средств его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно. В связи с последним требованием возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей и взаимозависимостей и взаимоподчиненности. Из этого вытекает возможность построения структурной модели образовательного развивающего пространства в системе образования, как совокупности компонентов среды и их взаимосвязи.

Среди наиболее значимых компонентов образовательного развивающего пространства, кроме субъектов системы образования, мы выделяем пространственно-предметную, социально-контактную и информационную компоненту среды.

Пространственно-предметная компонента включает в себя материальное окружение - архитектура учебных корпусов и дизайн учебных помещений, планировка городка образовательного учреждения, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов образования, а также материальные условия жизни и учебы (одежда, питание, учебные пособия, оборудование и т.д.)

Социально-контактная часть среды включает: личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; устройство группы, класса (своего) и коллективов, с которыми контактирует обучающийся, реальное место данного ученика в структуре «своего» класса, включенность его в другие группы, классы и группировки.

Информационная часть включает: правила внутреннего распорядка; «не-писанные законы», традиции данного общества; правила личной и общественной безопасности; средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы и т.д., т.е. персонально адресованные воздействия.

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, воспитателей направленную на всестороннее развитие обучающегося, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие учащихся. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы учащийся научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Модель образовательного развивающего пространства включает в себя: организацию стабильного функционирования всех компонентов образовательного пространства, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических основ саморазвития, самоопределения, самопознания, а значит формирование опыта деятельности по развитию личности обучающегося обеспечение готовности педагогов к формированию у себя потребности к духовному, профессиональному, личностному, педагогическому самосовершенствованию, творческой реализации в профессиональной деятельности; создание поликультурной, развивающей среды, выработку и усвоение всеми участниками учебно-воспитательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих акмеологическое саморазвитие человека; осуществление педагогической поддержки и сопровождения развития обучающегося, реализуемые при активном участии самого школьника, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции; расширение педагогического пространства образовательного учреждения за счет установления отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения учащегося.

Модель образовательного развивающего пространства строим на основании следующих подходов и принципах:

1. Создание образовательного развивающего пространства образовательного учреждения обеспечивает выработку и усвоение личностного самоопределения обучающихся. По мнению В.М.Бехтерева развивающее образовательное пространство включает в себя: вещественные и личностные элементы. К числу вещественных элементов образовательного развивающего пространства мы относим внешние условия (среда обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития личности: предметы жизнедеятельности; специально оснащенные кабинеты, мастерские, лаборатории и т.д., материальные условия жизни, учебы, работы, быта; биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.).

К личностным элементам образовательного развивающего пространства включаем ценностные ориентации субъектов взаимодействия, гуманистические взаимоотношения, психологический климат. Ценностные ориентации лежат в основе межличностных отношений субъектов образовательного процесса (И.И. Кобзарева, Б.К. Лебедев, Б.М. Ребус, Р.Х. Шакуров). Взаимоотношения определяются также моральными нормами, имеющими субъективную значимость для каждого члена группы, и комфортными условиями существования. Межличностные отношения субъектов образовательного процесса способствуют формированию другого аспекта личностного элемента среды - психологического климата, который мы, основываясь на взглядах ряда исследователей (Н.П. Аникеева, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Р.Э. Майорова), понимаем как систему относительно устойчивых психологических состояний, эмоционально-психологический настрой коллектива, проявляющийся в виде совокупности психологических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

2. Большое значение в организации и положительном влиянии образовательного развивающего пространства играет педагог. Продуктивность деятельности педагога определяется наличием у него определенного объема знаний (когнитивный аспект), умением, определенным образом выстраивать свою профессиональную деятельность (деятельностный аспект) и обладанием определенными личностными качествами (личностный аспект).

Когнитивный аспект предполагает наличие: общей эрудиции, знаний в области современной философии образования, системы знаний о человеке и о его развитии, знаний по психологии личности, психологии познания и общения, возрастной психологии, знаний по валеологии и акмеологии школьного образования, знаний коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания и технологий развития одаренности и творчества, знаний и адекватной оценки индивидуальных особенностей, путей и способов самосовершенствования учащихся и самого себя.

Анализ педагогических трудов Ш.А. Амонашвили, И.С. Батраковой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, Н.В. Кузьминой, СВ. Кульневича, В.Н. Максимовой, А.П. Тряпициной и др., позволяет утверждать, профессиональная деятельность педагога как процесс решения многообразных и разноплановых, следующих одна за другой профессиональных задач. При этом каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в обучающимся его уникального потенциала в определенных условиях. Содержанием педагогических задач является создание педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ученика и учителя в процессе взаимодействия. Такое понимание педагогической деятельности предполагает следующие требования к деятельности учителя (деятельностный аспект): анализ собственных личностно-профессиональных возможностей и способностей, особенностей профессионального опыта, наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное воздействие в целях побуждения к конкретным действиям или деятельности, умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся, создание установки на самосовершенствование учеников, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании, построение учебно-воспитательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, как процесса овладения социальным опытом решения проблем, преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика.

Учитывая личностные характеристики учителя, выделенные В.А. Кан-Каликом, В.А. Караковским, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным, Н.Е. Щурковой и др. как профессионально значимые и обеспечивающие эффективность его деятельности, мы сформулировали следующие требования к личностным качествам педагога (личностный аспект):

– позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия,

– наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья,

– «способность определять перспективы своего саморазвития в контексте задач школы»,

– аутопсихологическая компетентность, понимаемая как «свойство личности, представляющее собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствования и самодеятельности, оказывающее стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях её жизнедеятельности»,

– трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество, ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности, использование всех своих внутренних ресурсов для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы,

– сформированность установки «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого»,

3. Педагогическая поддержка и сопровождение развития личности школьника - данная деятельность должна осуществляться членами школьной администрации, педагогами-специалистами (психологом, социальным педагогом, педагогами-организаторами, библиотекарем), классными руководителями, учителями-предметниками при активном участии самого ребенка, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции, и организовываться по двум направлениям.

Первое направление - диагностика и анализ взаимодействия различных факторов, показателей саморазвития личности обучающихся в школьном образовательном развивающем пространстве (психофизических, социально-экономических, психолого-педагогических, личностно-деятельностных), влияющих на его личностное развитие. Данная деятельность призвана выявлять положительные и отрицательные тенденции в развитии школьников, служить основанием для коррекции и носить системно-комплексный, развивающий характер. Необходимо так же отметить, что применяемые методики должны служить не только средством диагностики, но и предоставлять возможность их использования для осознанного самоконтроля, для развития рефлексивной деятельности учащихся.

Второе направление - оказание психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям. Важно отметить, что помощь носит обучающе -развивающий характер, сопровождается самооценкой, потенцирует к дальнейшему самоизучению и самокоррекции, укрепляет чувство ответственности за результаты деятельности по самоизменению, самосовершенствованию,

4. Влияние на развитие обучающихся оказывают родители, различные социальные институты, занятия, проводимые в сфере обязательного образования. Это приводит нас к заключению, что одним из составляющих компонентов в моделировании образовательного развивающего пространства является расширение педагогического пространства за счет установление отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения обучающегося.

Система отношений с родителями должна выстраиваться на основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения, базирующейся на идее полной ответственности родителей за воспитание, образование детей и активной поддержке, помощи в этой воспитательной деятельности со стороны всех социальных институтов,

5. В модель образовательного развивающего пространства также необходимо включить специфические особенности компонентов самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

6. Делать акцент на самоанализе и рефлексивной деятельности школьника.

7. Организуемая в дополнительном образовании деятельность должна носить творческий, самостоятельный, общественно полезный характер и быть построена как последовательность событий, способствующих решению личностно значимых проблем обучающихся, ставящих их условия, когда объективно актуализируется личностное самоопределение и акмеологическое развитие.

8. Деятельность должна содержать все необходимые для целостного формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организацию (инициатива, творчество), реализацию намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценку результатов (совесть, честность, честь).

9. Основным содержанием деятельности должно стать человекознание, как отражение отношений человека с миром.

Компоненты дополнительного образования будут обеспечивать всестороннее развитие обучающихся только в случае активной, целенаправленной деятельности педагогов по стимулированию учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самореализации, через использование комплекса подходов, форм, методов обучения и воспитания.

На основе перечисленных подходов, специфических особенностей при моделировании образовательного развивающего пространства мы строим следующую модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения. В основу модели положена организация деятельности компонентов развивающего образования средствами дополнительного образования, обеспечивающая усвоение учащимися теоретических основ самоопределения, самопознания и формирование опыта деятельности по саморазвитию. Нами была построена модель образовательного развивающего пространства, включающая клубную и досуговую сферы, ученическое самоуправление, общественные объединения и жизнедеятельность классного коллектива, дополнительного образования школы:

1. Удовлетворять потребности обучающихся в самопознании.

В клубной сфере деятельность детей должна быть организована по различным направлениям, каждое из которых обладает огромным потенциалом для саморазвития личности учащихся. В рамках художественно-эстетического направления решались задачи привития интереса к творчеству и предоставления ребёнку возможности попробовать себя в творчестве; создания условий для проявления школьниками своих нереализованных, нераскрытых способностей, их творческого самовыражения; приобщения их к миру искусства - особого психологического феномена, смысл которого в очищении психики учащегося.

Физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт должны быть ориентированы на физическое совершенствование подростка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, развитие его физического потенциала. Занятия в спортивных кружках и секциях представляли собой незаменимый тренинг самовоспитания, самоутверждения, саморегуляции. Кроме того, здесь решаются задачи оптимального физического развития учеников, совершенствования физических качеств, укрепления и сохранения здоровья и обеспечения на этой основе подготовленности детей к успешной самореализации.

В детских объединениях социально-общественной направленности развивается социальная активность, расширяется кругозор учащихся; через привитие навыков общения, взаимодействия со старшими и младшими, совершенствуется коммуникативный потенциал; через воспитание патриотизма и гражданственности, любви к окружающим, родному краю формируется социальное самоопределение.

Значительную роль в воспитании развивающейся личности играет техническая самодеятельность учащихся. Ребята, занимаются в кружках данного направления, развивают свои когнитивные, творческие потенциалы, приучаются творчески относиться к труду, формируют профессиональное самоопределение.

Огромное значение для развития личности имеет деятельность кружков, факультативов, клубов и т.д. предметной и научной направленности. Каждый обучающийся, член предметно-научного детского коллектива, работает над рефератом, творческим проектом, выступает на заседаниях, чтениях, получает возможность самовыразиться, самоутвердиться, развить свои личностные потенциалы, обогатить личный опыт. Широко используемый индивидуальный подход позволяет строить образовательный процесс как диалог подростка с познаваемой реальностью, с другими людьми, что в свою очередь способствует усвоению способов самосовершенствования и самообразования.

2. Виды организации досуговой и коллективно-творческой деятельности обучающихся: игры, праздники, конкурсы, спектакли, недели и т.д. Одним из ведущих видов деятельности являлась игровая деятельность, организуемая в различных формах. Её характерной чертой является то, что дети всегда выступают активными участниками, им доверяется роль организатора, что в свою очередь способствует проявлению и развитию самостоятельности, ответственности, целеустремленности, упорства, терпения в достижении цели.

С целью активизации развития личности на всех этапах организации каждого дела, во-первых, предоставляются самые широкие права и полномочия, обеспечивая тем самым максимальную творческую активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, формирование умения доводить начатую работу до конца. Во-вторых, руководство школы должно всячески способствовать активному участию учащихся, их родителей, педагогов в живой, творческой, заинтересованной совместной деятельности по осмыслению задач, планированию, подготовке и осуществлению дела.

3. Моделируя самоуправленческую деятельность, мы в максимальной степени старались активизировать развитие обучающегося. Основным видом деятельности в системе детского самоуправления является поручение. Обращенное непосредственно к личности школьника, оно формирует позицию хозяина, инициатора, творца, активного исполнителя. Особое место в структуре самоуправления и решении задач по развитию обучающегося занимают собрания - высшие органы детской власти. Решая главные вопросы жизни детского коллектива, учащиеся учатся создавать, формулировать, отстаивать свои идеи и мнения, обмениваться ими.

4. Для личностного развития учащихся имеет преподавание курса «Самосовершенствование личности. (Обрети себя)», которое необходимо ввести с первого по одиннадцатый класс. Его построение связывается с учетом того, что каждый возрастной период благоприятен для развития определенных сторон самоопределения, саморазвития

Эффективность работы по развитию личности школьников значительно возрастет в тех классных коллективах, где плодотворно будут сотрудничать педагоги, ведущие данный курс, и классные руководители или там, где сам классный руководитель проводит занятия спецкурса.

5. Необходимо уделить внимание вырабатыванию и усвоению моральных норм, которые определялись как официальными документами (правилами внутреннего распорядка, уставом учебного заведения, правилами для учащихся и др.), так и «неписанными законами», традициями, фактически принятыми нормами отношения к людям, их мнениям. С этой целью учащиеся и учителя широко привлекаются к выработке локальных актов, регламентирующих их деятельность и отношения, разъясняются необходимость и значимость введения норм. С целью воспитания чувства гордости за свою школу, соблюдения преемственности и формирования новых традиций, утверждения отношений, выработанных за предыдущий период, большое внимание уделяется изучению истории школы, её традиций, внимание ребят и взрослых акцентируется на значительных достижениях учащихся и их наставников.

6. Для создания комфортных условий существования всех участников учебно-воспитательного процесса должна вестись активная работа в нескольких направлениях: максимально приблизить структуру учебного процесса к потребностям обучающих и обучающихся, путем активизации процессов демократизации, предполагающих предоставление права выбора, пытаться вызвать желание, интерес учителей и их воспитанников к формированию самостоятельности и ответственности, создавать условия для обеспечения прав каждого (права на собственную позицию, на выбор целей и видов деятельности, стилей поведения и т.п.), обстановки ненасилия, социальной, интеллектуальной, морально-психологической, психофизической защищенности.

С целью создания психологического климата, благоприятно влияющего на развитие личности обучающегося, отношения между всеми участниками образовательного процесса должно быть на основе доброжелательности, открытости, доверия и уважения друг к другу, терпимости к различным мнениям, воззрениям, поведению. При этом доверие сочетается с высокой требовательностью друг к другу и доброжелательной, деловой критикой. Свобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, право принимать значимые для группы решения обеспечивались диалогичностью и толерантностью, отсутствием давления руководителей на подчиненных. Развитию инициативы и самостоятельности способствует достаточная информированность о задачах и о состоянии дел в коллективе, удовлетворенность деятельностью, взаимоотношениями, руководством, наличие творческой атмосферы, добровольность выбора предпочтительных видов учебной, внеучебной, социально-культурной деятельности.

Созданию благоприятного для личностного развития школьника психологического климата способствует широкое использование педагогами метода положительного подкрепления, который реализуется путем использования различных способов: признания достоинств учащегося, поощрения, предоставления новых прав, возложения новых обязанностей и т.п. Кроме того, педагоги в процессе школьной жизнедеятельности целенаправленно должны обращать внимание учащихся на различные природные и социальные факторы, разъяснять непонятные явления и факты, вызывать этические и эстетические оценки, организовывать наблюдения предметов и явлений.

Одним из важных компонентов в моделировании образовательного развивающего пространства является создание системы взаимодействия с семьей, как референтной группой общения. Отношения с родителями определяются принципами открытости, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержки, предъявления единых требований к детям. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий в отношениях семьи и школы, характеризующихся сотрудничеством и взаимодействием, понимаемым как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи. Кроме того, необходимо отметить, что взаимодействие школы и родителей должно носить демократичный характер и базироваться на принятии индивидуальных интересов партнера. При этом приоритет отдается использованию форм работы: построенных на диалоге (дискуссии, круглые столы и т.д.), ориентированных на развитие практических умений (деловые игры, элементы тренинга и т.д.), обеспечивающих получение системных знаний по вопросам развития личностного самоопределения (проведение регулярных занятий по программе «Родительского всеобуча»), обеспечивающих активное участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса (деятельность классных, общешкольного родительских комитетов, попечительского совета, совета общественности, активное участие родителей в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета школы, организация работы различных кружков, секций и т.д.).

Таким образом, модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения должна быть основана на:

1. Педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности школьника средствами дополнительного образования школы только тогда, когда дополнительное образование является частью единой системы, рассматривающей человека как субъекта жизнедеятельности, рефлексирующего свои цели и способы действий, способного к самоорганизации своей жизни, профессиональной деятельности.

2. Особое место в организации образовательного развивающего пространства должен занимать спецкурс «Обрети себя. Самосовершенствование личности», который изучается с 1-го по 11-й класс, и служит теоретической базой для организации практической деятельности педагогов с учащимися, их родителями и усвоения школьниками определенной суммы знаний о саморазвитии и самопознании для сознательного управления ими своим самоопределением, акмеологическим развитием.

3. Для обеспечения оптимального личностного развития школьников обучение и воспитание в образовательном развивающем пространстве образовательного пространства носит развивающий, личностно- и практико-ориентированный характер. Широко применяются деятельностный, системный, акмеологический и дифференцированный подходы. Основным содержанием деятельности по развитию личности учащегося является организация таких условий, когда объективно актуализируется личностное самоопределение, самопознание, саморазвитие.

4. Наиболее эффективными методами и формами, обеспечивающими личностное развитие учащихся средствами образовательного развивающего пространства образовательного учреждения являются коллективно-творческая деятельность, доверительное общение, педагогическая поддержка, ситуация успеха, этическая защита, личный пример и т.д. При этом предпочтение отдается учебному материалу, имеющему общекультурное значение и личностную значимость для ребят.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ.

Современное состояние здоровья нации побуждает все прогрессивные силы общества к активизации здорового мышления и поиску путей здорового образа жизни.

Исследованиями установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от образа жизни. Здоровье - это политика, в которой заложено наше будущее. Все это подтверждает необходимость целенаправленного управления здоровьем дошкольников. Поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Повсеместное ухудшение показателей здоровья детского контингента населения страны ставит перед администрацией дошкольного учреждения проблему поиска новых, более современных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию культуры здоровья, а не его потере.

Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала разработка модели ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников. Суть модели «ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников» состоит в следующем:

«ДОУ, способствующее формированию культуры здоровья у дошкольников» - это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для сохранения здоровья детей и взрослых, педагогами, медицинскими работниками и родителями при активном участии самих детей осуществляется осознанное формирование культуры здоровья. Основы такого ДОУ составляют: развивающее обучение и воспитание, педагогика оздоровления, которые координируются деятельностью Коррекционного Совета ДОУ как нового средства медикосоци-опсихологопедагогического обеспечения дошкольников, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, медико-педагогическая активность семьи. Принципы «ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников», систематически реализуемые в практике образовательного учреждения, позволяют минимизировать определенную часть факторов риска, о чем свидетельствует опыт работы значительного числа образовательных учреждений. Для создания модели ДОУ использовалась система модульной организации всех служб учреждения, представленная в виде взаимосвязанных составляющих в единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных структур, оформленных в модули по принципу ведущих форм и факторов развития воспитанников. В каждом из них на основе общих целей выдвигаются специальные задачи, решение которых позволит развить индивидуальные возможности детей на основе принципов формирования культуры здоровья. Модуль -поле и сфера интегративной совместной деятельности специалистов ДОУ на основе координации и интеграции усилий персонала ДОУ. Это создает возможности для системной комплексной, планомерной и контролируемой работы, как в ситуативной, так и в перспективной деятельности. Эффективное решение поставленных задач должно опираться на межпредметную и междеятельностную основу в целях обеспечения всестороннего развития детей, формирования целостной картины мира и реализации всех компонентов общечеловеческой культуры (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного оценочного отношения к окружающему ребенка миру). Взаимодействие модулей на основе эффективной и ценнстной деятельности управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корригировать деятельность всех взаимодействующих сторон. Разработана модель «ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников», построенная в соответствии со следующими принципами:

– определение образовательных и воспитательных задач с учетом особенностей состояния здоровья и возможностей детей;

– приведение содержания педагогической и медицинской практики в соответствие с этими особенностями;

– обеспечение воспитательно-образовательного процесса не только как процесса усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, но и как комплекса мер по укреплению их здоровья;

– соблюдение принципа природосообразности при построении воспитательно-образовательного процесса (режим, двигательная активность, психологический комфорт, питание);

– использование педагогики оздоровления;

– мониторинг состояния здоровья детей как основа изменения воспитательно-образовательного процесса;

– приоритетными компонентами в воспитательно-образовательном процессе ДОУ должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество ребенка, находящиеся в гармонии с двигательной активностью.

В качестве обобщенных целей для разработки модели ДОУ отмечены следующие:

– создание в ДОУ организационно-педагогических, материально технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья воспитанников;

– обеспечение ДОУ кадрами медицинских работников, усиление контроля за медицинским обслуживанием детей;

– создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения для работы по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни;

– развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования воспитанников в аспектах здоровье-сбережения, их отдыха, досуга;

– обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

– разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников ДОУ.

Таким образом, определилась приоритетная цель разрабатываемой модели ДОУ - формирование культуры здоровья детей как основы для снижения воздействия на них негативных факторов (неблагоприятная экологическая ситуация, падение жизненного уровня большинства семей, снижение исходного уровня здоровья детей, поступающих в ДОУ и др.). Особое внимание было уделено организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, а также организации и содержанию познавательной деятельности, так как именно в ней формируется значительная часть факторов риска для здоровья детей.

В результате опытно-экспериментальной работы были определены особенности познавательной деятельности дошкольников.

Первая особенность состоит в том, что познавательная деятельность основывается на общей идеологии принятия культурных норм здоровья, которая вырабатывается в процессе совместного целеполагания. На определение новой общей цели, ее принятие и следование ей в работе ДОУ направлены:

– семинары педагогов, рассматривающие проблемы духовности, культуры личности;

– родительские собрания состоянии здоровья детей с участием научных работников образования и медицины;

– родительские конференции, рассматривающие роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей;

– педагогические советы по данной проблеме;

– психологические тренинги для детей и педагогов.

Вторая особенность, выявленная нами по итогам опытно-экспериментальной работы, - необходимость интеграции познавательной и оздоровительной деятельности. Эта интеграция направлена на преобразование форм неправильной, неэффективной жизнедеятельности, ведущих к ухудшению здоровья детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Структура, деятельности в дошкольном учреждении определяется уровнями ее осуществления (личным, коллективным), субъектами, участвующими в ней (дети, педагоги, медицинские работники, родители, другие заинтересованные лица). Содержание оздоровительной деятельности составляют интегрированные курсы, которые проходят через все виды воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Оздоровительный характер жизнедеятельности ребенка в ДОУ обеспечивается:

– направленностью на сохранение и укрепление здоровья детей всего воспитательно-образовательного процесса: материально-технической базы ДОУ; образовательных программ и учебного плана; научно-методической и психологической поддержки педагогов и детей, режима их труда и отдыха, в том числе достижения оптимального двигательного режима в соответствии с достижения оптимального двигательного режима в соответствии с возрастными нормами;

– специализированной деятельностью Коррекционного Совета ДОУ. Результатами интеграции оздоровительной и познавательной деятельности стали:

– создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в ДОУ;

– способность ребенка контролировать некоторые состояние своего здоровья и отвечать за его сохранение;

– способность проявлять собственные активные усилия и самостоятельность в преодолении возникающих трудностей;

– включенность каждого ребенка в те или иные конкретные формы интегрированной деятельности в том объеме, который соответствует потенциалу личностного здоровья и поддерживается оздоровительной деятельностью самого ребенка, его семьи и работников дошкольного оздоровительного центра;

– комплексное воздействие на все компоненты здоровья - физическое, социальное, психологическое.

Третья особенность познавательной деятельности связана с той ролью, которую играет педагог, организующий познавательную деятельность в различных формах. В ходе опытно-экспериментальной работы нам удалось достичь определенного изменения педагогического сознания. Оно выразилось в понимании педагогами необходимости включать проблематику здоровья в свою деятельность, как на занятиях, так и вне их, в возникновении потребности в специальных научных знаниях и овладении современными технологиями проведения занятия, позволяющими сохранять здоровье и формировать культуру здоровья дошкольников.

Четвертая особенность познавательной деятельности связана с определением ее содержания в аспекте «здоровье через образование». Поэтому в ходе опытно-экспериментальной работы было создано содержание учебного плана, модульных интегрированных курсов и парциальных программ, базовыми компонентами которых являются: формирования ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями. Например, «Духовно-нравственное здоровье дошкольника», «Экологическая культура ребенка - дошкольника и его здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности и здоровье дошкольника», «Искусство и здоровье ребенка» и др., направленных на формирование у детей культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

– культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервы мощности организма);

– культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

– культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

– культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их.

Пятой особенностью познавательной деятельности детей является ее направленность на декомпенсацию деструктивной среды методами проектирования. Различные виды проектирования (техническое, социальное, экологическое) формируют установку на социальный оптимизм, активную позицию и ответственность по отношению к здоровью - своему и окружающих. Дети получают реальный опыт здоровой жизнедеятельности. Эмоционально-положительное восприятие идей конкретного проекта, активное претворение этих идей в жизнь создают содержательную и яркую атмосферу, способствуют улучшению психологического микроклимата.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что познавательная деятельность приобретает оздоровительную направленность.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса (насыщенность второй половины дня занятиями в различных кружках, секциях, и т. д.), неблагоприятные тенденции здоровья детей, заключения специалистов о необходимости приближения медицинской помощи к месту пребывания ребенка определили еще одно направление развития модели ДОУ -улучшение материальной базы медицинского блока ДОУ.

Важными задачами, которые решает ДОУ, являются: мониторинг состояния здоровья детей; контроль за безопасностью среды ДОУ; профилактика и реабилитация; психологическая помощь детям, родителям и педагогам, которые планируются Коррекционным Советом ДОУ. Поэтому особенностью работы Коррекционного Совета является то, что он стал не только собственно медико-профилактической, но и воспитательной структурой.

Итак, в ходе опытно-эксперименталыюй работы была разработана и реализована модель ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья дошкольника.

В ходе исследования нами были определены условия, при наличии которых данная модель становится фактором формирования культуры здоровья детей:

– ценностное управление, заключающееся в создании условий, позволяющих как педагогу, так и ребенку раскрывать свой внутренний потенциал, включаться в управление процессом укрепления и сохранения здоровья в качестве активных субъектов на основе мотивационного подхода;

– теоретическая и научно-практическая подготовка педагогического коллектива по общим вопросам трансляции культуры здоровья через содержание и формы реализации образовательной программы ДОУ;

– наличие специально созданной структуры, в нашем случае - Коррекционного Совета ДОУ, выполняющего задачи мониторинга, профилактики и коррекции состояния здоровья дошкольников;

– постоянное взаимодействие с общественными структурами, медицинскими и высшими образовательными учреждениями, семьями и органами власти для использования оздоровительных возможностей среды и устранения ее негативных влияний, осуществляемое в формах научно-практических конференций, конкурсов и проектов по проблемам здоровья, оздоровительных акций ит. д.

В соответствии с гипотезой нашего исследования мы рассматривали культуру здоровья дошкольников как результат функционирования созданной модели ДОУ. Поэтому нами были определены показатели сформированности культуры здоровья, включающие оценку компетентности ребенка в вопросах культуры здоровья и их жизнедеятельности на основе принятия ими культурных норм здоровья.

Компетентность как первый компонент культуры здоровья складывается из наличия знаний о здоровье, здоровом образе жизни, факторах риска для здоровья.

В начале нашей опытно-экспериментальной работы (2000г.) такими знаниями обладали около 50% старших дошкольников, но их представления носили ограниченный характер: здоровье понималось как физическое состояние организма, здоровый образ жизни воспринимался как стереотипный набор поведенческих требований, преобладали пассивные установки в отношении результативности собственных усилий, направленных на увеличение потенциала индивидуального здоровья. Факторы риска оценивались в основном в связи с недостатком физической активности (гиподинамией), неправильным питанием и в меньшей степени - с поведенческими особенностями.

По данным, полученным в результате опытно-экспериментальной работы (2005г.), около 90% дошкольников имеют высокий уровень информированности о здоровье и проблемах его сохранения (факторах риска), то есть они знают, что можно и необходимо делать для сохранения своего здоровья.

Дифференцированные знания о здоровье создают базу для понимания значения здоровья в жизни. Жизнедеятельность детей на основе принятия ими культурных норм здоровья (второй компонент культуры здоровья) оценивается по наличию двух показателей: мотивации на принятие культурной нормы здоровья как образца здоровой жизнедеятельности и опыта самоуправления своим здоровьем. Мотивация как устойчивое личностное качество формируется в результате перевода знаний и понимания проблемы на поведенческий уровень. Опыт самоуправления здоровьем как ресурсом мы рассматривали в двух аспектах: отношения детей к вредным привычкам и их включенности в активную творческую деятельность.

Одним из проявлений сформированности опыта самоуправления здоровьем является участие дошкольников в творческой деятельности. В разных видах творческой деятельности (интеллектуальной, эстетической, художественной, физкультурно-оздоровительной и других) заняты более 87% дошкольников ДОУ.

Сформированность культуры здоровья детей может быть подтверждена и данными, характеризующими изменение состояния их физического, психологического и социального здоровья. Одним из результатов экспериментальной работы стал вывод о том, что состояние здоровья дошкольников возможно стабилизировать и получить положительную динамику по ряду показателей (число дней, пропущенных по болезни, число детей, ни разу не болевших в течение года, «индекс здоровья», количество случаев острых и хронических заболеваний).

О состоянии психологического здоровья детей ДОУ можно судить по таким показателям, как уровень креативности и тревожности. К 2005 году уровень креативности детей определился стабильно сохраняющейся тенденцией к преобладанию в структуре высокого и среднего уровня над низким. Тревожность определяется в норме у 91,7% старших дошкольников, личностная - у 94,38%, ситуативная - у 98,2%.

Важное значение приобретают параметры социального здоровья. По данным анкетирования 2005 года, социальная адаптированность сформирована в среднем у 76-91% детей.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что на основе стабилизации и положительной динамики показателей здоровья удалось обеспечить эффективность разработанной модели ДОУ, и она реально выполняет новую для ДОУ функцию - формирование культуры здоровья детей.

В целом же можно сделать следующие выводы.

1. Модель «ДОУ, способствующая формированию культуры здоровья у дошкольников», реализованная в практике образовательного учреждения повышенного статуса (центра развития ребенка), является основой направленности его воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирование у них культуры здоровья.

2. Педагогическая сущность понятия «культура здоровья» - единство двух составляющих: компетентности детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и их жизнедеятельности на основе принятия ими культурных норм здоровья, правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье.

3. Задача формирования культуры здоровья детей в процессе развития воспитательно-образовательной деятельности ДОУ определяет содержание и формы деятельности педагогов, направленной на:

– интеграцию познавательной и оздоровительной деятельности традиционных (дети, родители) и нетрадиционных (психологи, медицинские работники) субъектов воспитательно-образовательной системы;

– активизацию позиции детей на основе принятия ими ценностей и норм культуры здоровья;

– гуманизацию отношений субъектов воспитательно-образовательной деятельности на разных уровнях (отношения между детьми; между детьми и педагогами, психологами, медиками; между детьми и родителями);

– создание благоприятной микро- и макросреды, обеспечивающей здоровый образ жизни детей.

4. Разработанная модель ДОУ, приобретает новую социокультурную функцию - формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста, что обусловливается образованием в сфере здоровья и собственной ответственностью за него. Здоровье становится фактором, обеспечивающим способность ребенка к развитию.

5. Эффективность реализуемой модели ДОУ определяется по критерию сформированности культуры здоровья детей.

Ожидаемые конечные результаты при эффективном функционировании разработанной модели ДОУ следующие: повышение функциональных возможностей организма детей; рост уровня физического развития и физической подготовленности дошкольников; повышение приоритета здорового образа жизни и морально-нравственных установок; повышение мотивации к двигательной деятельности и ценностного отношения к здоровому образу жизни; повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности; повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников; поддержка родителями деятельности ДОУ по формированию у детей культуры здоровья.

Разработанная модель ДОУ становится фактором формирования культуры здоровья детей при наличии следующих условий: ценностного управления с активным включением в процесс укрепления и сохранения здоровья детей и педагогов; научно-практической подготовки педагогического коллектива по общим вопросам формирования культуры здоровья; наличия специально созданной структуры (Коррекционный Совет), осуществляющей мониторинг, профилактику и коррекцию состояния здоровья детей, посещающих ДОУ, а также постоянного взаимодействия с общественностью, семьями дошкольников и органами власти для использования оздоровительных возможностей среды и устранения ее негативных влияний.

Проведенное исследование позволяет определить направления дальнейшего поиска при решении рассматриваемой проблемы: возможности в сохранении и укреплении здоровья педагога как одной из ведущих предпосылок формирования культуры здоровья детей; методы создания эффективной общественной коалиции с целью поддержания благоприятной среды для сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Автор: Антонелене Э.Н.