24.08.2011 3714

Анализ опыта профессиональной деятельности фотожурналистов в печатных СМИ (статья)

 

При разработке модели процесса формирования квалитативной фотографической культуры будущего журналиста необходимо исходить из понимания задач, которые должен решать современный фотографирующий журналист в СМИ.

Фотография расширяет творческие возможности журналиста. В отличие от «фотографа, поставляющего снимки в газету», фотокорреспондент с помощью фотокамеры «пишет», то есть создает зрительный образ, который, взаимодействуя со словесным, выявляет у читателя чувство сопричастности сопереживания отражаемому событию или явлению.

Фотография отличается от других видов изображения качеством ощущаемой реальности и во всех жанрах фотожурналистики способна давать обособленное понятие о событиях, явлениях, людях, сохраняя эффект достоверности даже в случае фотомонтажа. Содержательным наполнением фотографических публикаций должно быть зрительное представление образов актуальных, злободневных вопросов современности. В целом задача фотографического иллюстративного материала газеты состоит в том, чтобы отражать жизнь. Взгляд на фотопубликации под этим углом зрения сводится к ответу на вопрос: что и как должен снимать фотокорреспондент газеты, в какой форме - фотоинформации или иллюстрации - подается на страницах газеты фотоматериал.

Периодическая печать широко использует изобразительные средства для диалога с читателем. Наглядность, конкретность, зрительная притягательность, свойственная фотопубликациям, определяют документальность и достоверность газетного материала. Именно поэтому фотопубликации в газете, даже в качестве иллюстрации, приобретают значимость как дополнительное, но и не менее важное, чем слово, средство разговора с читателем. Изначально термин «иллюстрация» означал пояснительный рисунок. При творческом подходе изобразительно-выразительные достоинства фотоснимка обретают свойства фотографического «языка», дополняющего текст.

Интерес к иллюстрированной периодике возник не случайно. Он обусловлен тягой читателя - зрителя именно к изобразительной информации. Изначально это происходило от низкого уровня грамотности населения. «И именно зрительная информация способна привлечь побольше внимания к тому, что (как бы на самом деле), строит(ся) нечто новое в будничной работе.» (по В.И. Ленину).

Фоторепортаж сделал первые шаги в 1924 году на страницах журнала «Огонек». С развитием фотодела и появлением «Лейки» он проник и в ежедневную прессу. Цель фотожурналиста того периода состояла в том, чтобы показать сущность события или личности в одном, простом для понимания изображении.

Преимущество документальной фотографии в журналистике, о которой в течение долгого времени велись споры, в настоящем времени общепризнано. Фотография - важный и незаменимый компонент современной периодической печати. Она представляется читателю достоверной, несмотря на современные возможности цифровой обработки, и воспринимается им как документ. Фиксация времени, момента придает реальному миру загадочность и наибольшую образность в мироощущении, в ощущении пространства и времени. В фотографических изображениях отражается образ времени.

Для современной фотожурналистики актуальна проблема соотношения вербальной и визуальной частей печатного материала.

Выделяя фрагмент действительности, описанный словами, иллюстрация используется для привлечения внимания и усиления достоверности.

Специалисты различают два способа использования фотографии в печатных средствах: чисто иллюстрированный и в качестве фотозаметки. В первом случае фотография играет минимальную роль - факторизует или удостоверяет существование человека, о котором идет речь так, как он есть.

Образная выразительность фотографического кадра определяется в совокупности тем, насколько воспроизведенная в нем действительность изображена по законам фотографического искусства, а также тем, в какой мере зритель видит за моментально зафиксированным фактом жизни реальное событие, поэзию и драматизм объективного процесса. В силу этого фотографические образы обладают социально-типическим, обобщающим смыслом.

Используя в качестве иллюстрации репортажный кадр, мы оперируем особого рода знаками, и это позволяет одновременно и осмысливать, и эстетически переживать факт жизни, зафиксированный на снимке [55; 56]. Наиболее последовательно репортажный принцип проводится при чисто визуальной форме подачи информации, где его использование помогает с наибольшей полнотой выявить специфические возможности фотографического образа, но где он играет подчиненную роль по отношению к печатному тексту, выполняя в полной мере функцию фотоиллюстрации. Однако значимость изобразительного компонента может вызвать смещение акцента с текста на иллюстрацию, которая крупным планом дает изображение живого существа, особенно, если это ребёнок, известный политический деятель или популярная персона. При творческом подходе к фотоиллюстрированию, -полагают специалисты, - можно добиться эмоционального синтеза фотографии с текстом и усилить значимость изобразительного компонента.

В данном случае термин «иллюстрация» имеет иное значение. Если ранее под ней подразумевались любые фотоизобразительные компоненты в пресс-публикации, то в данной ситуации следует говорить о «наглядном сопровождении и дополнении текста». В литературе обращается внимание на три качества фотоиллюстрации: способность фотоснимка привлекать внимание, способность давать реципиенту достоверность знания о содержании текста, и способность создавать образное представление о смысловом ядре журналистского материала. При чисто иллюстративной связи зримого и вербального компонентов налицо смысловое доминирование текста, а фотоснимок выступает лишь как наглядное, но необязательное пояснение к нему. В данном контексте информационные потенции фотографического изображения актуализируются минимально.

Особенность восприятия вербальных знаков - постепенное прочтение. Слова, предложения усваиваются не мгновенно, не целиком, а дискретно. Представление о действительности, которое создает текст, дается фрагментами по мере прочтения, которые постепенно выстраиваются в общую картину. С каждым новым символом формирующееся представление корректируется, но этот процесс протяжен во времени, а значит, оставляет возможность для изменения и коррекции впечатлений. Фотография также является текстом, но совокупность иконических знаков «схватывается» взглядом мгновенно и действует на психику автоматически. Наглядность фотографии позволяет мгновенно схватывать и удерживать образы. Таким образом, в комплексную вербально-визуальную систему восприятия публикационный тандем «фотография - слово» вносит элементы как информации, так и интерпретации. Такое восприятие ставит реципиента перед приватом изображения, активизирует в его сознании идеальное представление, ассоциирующиеся с субьективизацией образа, формируя символ героя, как образец поведения или подражания. Фотография привлекает внимание, удостоверяет, формирует имиджи, и все это с сохранением эффекта достоверности. Печатное слово завершает формирование образа, в результате чего образ объекта воспринимается как естественный, а не навязанный извне. Таким образом человек получает социально-психологическую установку, определяющую его поведение и отношение к окружающему.

Идеологическая значимость иллюстративной фотографии определяется тем, что первое наглядное впечатление о человеке, полученное из фотографического образа, является наиболее сильным: не таким, каким впервые он был увиден, запомнен и теперь кажется. Это касается не столько кино, телевидения и рекламы, где всё заранее искусственно наиграно и смоделировано, не только фотографии художественной, где впечатление создает сконструированная псевдореальность, но и фотографии традиционно реалистичной, которая в силу своей достоверности случайный момент или позу выдает за истину.

Фотографические образы сохраняют связь с реальными объектами, хотя, как и слова, способны подниматься до уровня символов. Специфика вербальной и визуальной знаковых систем позволяет печатным СМИ воздействовать на аудиторию как логическим убеждением, так и эмоциональным внушением с использованием различных приёмов риторики, агитации и пропаганды, что приводит к созданию имиджей и формированию, или подмене стереотипов общественного мнения.

Понятие «стереотип» впервые использовал У. Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение», определив его как «представление, не вытекающее из предыдущего опыта, а возникающее в силу неизбежной потребности в экономии внимания».

Таким образом, фотоиллюстрация в печатных средствах массовой информации является одним из факторов, непосредственно участвующих в формировании общественного мнения. Отсюда следует необходимость высокого чувства ответственности фотожурналиста за правдивость создаваемого изображения и важность понимания зрителем условности языка фотографии.

В использовании фотоснимков как средства художественного оформления печатного издания можно выделить два момента.

Во-первых, они играют активную роль в конструировании номера, находясь в композиционной связке с другими оформительскими элементами - рисунками, заголовками и т. д. Часто именно благодаря фотографиям макет газетной страницы принимает вид завершенного, гармоничного единого целого.

Во-вторых, художественные достоинства периодического издания определяются также изобразительным, художественным совершенством помещенных на его страницах фотоснимков. Эстетическую ценность внешнего вида газеты может снизить как композиционная незавершенность графической модели полосы, так и низкая выразительность и содержательность фотопубликаций. Важно уметь не только определить место фотоснимка на газетной странице, но и оценить его качество.

Для того, чтобы оценить актуальное состояние использования фотографических работ в качестве изобразительного материала, мы проанализировали фотоматериалы районных газет.

Анализ проводился на основе результатов краевых фотоконкурсов среди фотокорреспондентов районных газет на звание «лучшие по профессии», организованых комитетом по печати и информатизации администрации Ставропольского края.

В подготовке и проведении мероприятий конкурса принимали участие студенты 2-х и 3-х курсов СГУ, занимающиеся в учебной фотографической студии по программе творческой мастерской. Для сравнительного анализа были отобраны материалы конкурсных мероприятий, которые проводились в октябре 2002, 2003 годов на базе Шпаковской районной типографии, а в 2004 году - на базе учебной фотографической студии СГУ. В рамках этих мероприятий были проведены три научно-практических семинара (ноябрь 2003, апрель 2004, октябрь 2004) с участием приглашенных специалистов и студентов факультета. Финалом конкурса явилась итоговая фотовыставка победителей и участников конкурса «Край пресс Фото - 2004», проведенная в помещении дворца Культуры и спорта в декабре 2004 года. При проведении конкурсных мероприятий технической группой жюри, в составе которой принимали участие студенты - журналисты, были просмотрены подшивки районных газет, с целью определения жанрового и технологического состояния фотоиллюстрации и фотоинформации в этих изданиях, а также определения уровня профессионализма авторов фоторабот. Одновременно с этим ставился вопрос о видах и формах использования фотоинформации и фотоиллюстрации при вёрстке газет, хотя это и не входило в программу конкурсных мероприятий.

В результате анализа было установлено, что в современных условиях фотографическая продукция в районной печати используется, в основном, как иллюстративная и представительская. Такие формы фотоинформации как фоторепортаж и фотоочерк уступают свои позиции обычной фотопубликации, фотоколлажу, фотоэтюду и иллюстративному портрету. Наблюдаются сюжетные и тематические повторы, и не только на одной полосе, но и в одном материале. Определенно прослеживается тенденция преимущественного использования в районной прессе в качестве изобразительного материала фотографических работ любительского уровня и иллюстративного характера, и существенное уменьшение количества профессиональных жанровых и тематических фоторепортажей.

В процессе обсуждения выявленных проблем с редакторами и корреспондентами газет во время проведения научно-практических семинаров, были названы следующие их причины:

– уменьшение в последние годы объема издания и тиража районных газет, и, как следствие этого, уменьшение бюджетного финансирования, что не позволяет содержать в штате фотокорреспондента, свободного от выполнения заданий редакции по части создания текстового материала или совмещения других должностей;

– упразднение в структуре редакций фотолабораторий старого пленочного технологического процесса и переход на использование современной цифровой фототехники, которая требует перестройки индивидуальной техники фотографирования;

– введение в практику газетного производства компьютерной верстки, что упрощает обработку изобразительного материала, и проводится зачастую без участия автора;

– вменение в обязанность сотрудникам редакций самим иллюстрировать текстовый материал или давать текстовое сопровождение своим фотоматериалам;

– отсутствие структуры повышения квалификации корреспондентов, не имеющих профессиональных навыков фотографирования, и возможности профессионального общения.

Например, в сопроводительном письме к конкурсным материалам редактор газеты «Невинномысский рабочий» Т. В. Гуринович просит рассматривать представленные газетные материалы как работу всей редакции, поскольку штатной единицы фотокорреспондента в ней нет. Сотрудники этой редакции получили в пользование цифровые фотоаппараты, технические возможности которых удовлетворяют качеству газетной печати, и теперь самостоятельно выполняют редакционные задания. По этому же пути пошли и другие газеты, в том числе «Ставропольские губернские ведомости».

Содержать штатных фотокорреспондентов, выполняющих обособленные и специальные задания, могут только крупные издания с большим объемом («Ставропольская правда», ряд филиалов московских изданий). Однако и в них, и в центральных изданиях, все чаще под опубликованным материалом можно увидеть подпись - фото автора. И это уже не тенденция, а утверждающаяся норма современного газетного производства.

Таким образом, современное состояние районной прессы требует от журналиста комплексной подготовки материалов, что обязывает его быть хорошо подготовленным к работе литературного сотрудника и владеть фотоаппаратурой на профессиональном уровне. Поэтому квалитативная фотографическая культура является на сегодняшний день важнейшим профессиональным качеством журналиста.

В содержательном плане квалитативная фотографическая культура, которая должна обеспечить соответствие выпускника современным требованиям системы периодической печати, расширить его творческие возможности, обеспечить его профессиональное становление и более комфортное вхождение в профессиональную среду, включает в себя научный когнитивный и практический компоненты в системе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блоков (рис. 2).

Научный компонент модели образован совокупностью фундаментальных и прикладных знаний по теории и истории фотографии, определяющих научную компетентность специалиста.

Когнитивный компонент модели включает в себя:

– блок «творческое развитие» (способность к постановке творческой задачи, проектированию содержания и композиционного решения и построения фотосюжета с заданными уровнями восприятия), который определяет творческую компетентность специалиста.

– блок «фотографическая квалиметрия» (способность к оценке качества, информационной и культурной ценности, ответственность за выполняемую фотографическую работу).

Практический компонент состоит:

– из блока «фотографические технологии», определяющего профессиональный уровень умений и навыков в выполнении фоторепортажных работ, то есть профессиональную компетентность специалиста;

– из блока «фотографическая рефлексия», который отражает способность к выделению актуального, концептуального, художественного в многообразии совершающихся событий, а также готовность к профессиональному общению.

По совокупности своих функций проявление квалитативной культуры определяет содержательность, форму и результативность квалитативного аспекта деятельности специалиста. Представляется возможным определить квалитативную фотографическую культуру как систему факторов, являющихся критериями уровня профессиональной квалификации журналиста в области информационной фотографии.

Модель содержит:

– профессиональный компонент, определяющий уровень фотожурналиста как специалиста фотографического дела в его научной, практической и творческой компетентности;

– аксиологический компонент, в котором деятельность фотожурналиста выступает как форма выражения общечеловеческих ценностей, а также как социокультурный фактор, обусловливающий приобщение людей к ценностям культуры; отражает значимость личностно ориентированной информации и является показателем качества развития и состояния современной информационной среды;

– акмеологический компонент, где научное и профессиональное журналистское образование, понимаемое в контексте культуры и социализации, выступает непрерывным длительным и комплексным процессом многоуровневого и поэтапного формирования компетентности журналиста в информационном пространстве;

– культурно-личностный компонент, в котором содержание творческой профессиональной деятельности фотожурналиста понимается как форма отражения общечеловеческой культуры, возможности индивидуальной самореализации как творческой личности, а также личностного вклада в культуру информационной среды;

– коммуникативный компонент, где фотожурналист рассматривается как индивидуальная субкультура, как объект и субъект межкультурной коммуникации, вносящий личный творческий вклад в межкультурный коммуникативный процесс; характеризует способность к адаптации в социуме коллег по профессии и освоение культурно-коммуникативных способов общения.

Процесс профессионального становления личности студента является сложным и комплексным процессом трансформации образа профессии через поэтапное формирование уровней компетентности и развития личности к соответствию общественно признанному эталону профессии.

Образ и, соответственно, эталон профессии имеет несколько составляющих: социальную, которая отражает представление общества в целом о какой-либо профессии; корпоративную, которая выражает мнение о профессии специалистов, являющихся ее представителями; индивидуально-личностную, которая отражает представления о будущей профессии самого студента.

Формирование эталона профессии как ценностно-смысловой детерминанты системы профессиональной ориентации специалиста необходимо для достижения им высокой степени профессиональной компетентности, и может быть наиболее успешным при достижении взаимосвязанности и адекватности всех составляющих. Студенты не в состоянии сами влиять на ситуацию профессионального становления, вследствие недостаточной компетентности и социального положения «ведомого» в учебном процессе. Чаще наблюдается процесс его формальной идеализации вследствие противоречий между недостаточными представлениями о профессиональной деятельности и особенностями проявления индивидуальности человека (честолюбием, самоуверенностью, амбициями, желанием легкого успеха).

Отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как показатель успешности форм и методов обучения. Положительная динамика образа профессии в процессе обучения является особенно важной при развитии профессиональных качеств каждой личности, и в конечном результате формирования у студента личностного эталона профессии. Желание достичь этого эталона является основной мотивацией профессионального становления.

Важным условием формирования эталона профессии у студентов в процессе их профессиональной подготовки является разработка дополняющей ее системы, которая включает аксиологические основы процесса воспитания студентов и психолого-педагогические технологии процесса обучения, направленные на формирование и развитие образа профессии. Решение этой проблемы возможно при органичном соединении учебных усилий студента и сформированного в вузе образа профессии в единстве его компонентов, находящих выражение в средствах, формах, видах, и принципах обучения, а также такого немаловажного фактора, как влияние личности профессионала - преподавателя.

При разработке модели образовательного процесса профессиональной фотографической деятельности журналиста необходимо учитывать следующее:

– эталон профессии не является постоянным, и его изменение объективно отражает систему требований, предъявляемых обществом к уровню профессиональной компетентности специалистов; это должно находить адекватное системное отражение в содержании учебного процесса;

– образ профессии и мотивы овладения профессией не являются постоянными, их изменение и трансформация основных профессионально-смысловых ценностей происходит в качественно новую форму только в ходе управляемого, контролируемого и целенаправленного процесса обучения;

– в разработке применяемых психолого-педагогических технологий, обеспечивающих формирование эталона профессии, а также критериев оценки промежуточной и итоговой профессиональной подготовки специалистов, в качестве интегративного компонента необходимо реализовывать аксиологический подход как наиболее полно отвечающий требованиям современного гуманистического образования.

Таким образом, в соответствии с выдвинутой гипотезой модель образовательного процесса формирования профессиональной квалитативной фотографической культуры журналиста должна объединять такие компоненты, как научное журналистское образование, реализуемое как базовое университетское образование; профессиональное фотографическое обучение, реализуемое в рамках организованной работы творческой мастерской, а также культурно-личностное развитие, которое происходит в процессе выставочной деятельности, профессиональной деятельности и коммуникативном общении.

Структурными компонентами модели образовательного процесса являются:

– содержание основного образования, реализуемое в рамках образовательного стандарта специальности «журналистика» и специализации «периодическая печать», курсового и дипломного проектирования по проблематике фотожурналистики;

– профессиональное фотографическое обучение по программам творческой мастерской;

– совместная научная и культурно-коммуникативная работа в рамках научных программ, семинаров и лабораторий по НИР и НИРс;

– профессиональное сотрудничество с печатными изданиями в качестве внештатных фотокорреспондентов и с другими организациями, использующими в своей практике фотографическую продукцию;

– индивидуальная творческая художественная деятельность, направленная на развитие и саморазвитие «Я»: участие в клубной работе, выставках, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях фотографической общественности.

 

Автор: Барабаш О.Ю.