24.08.2011 5112

Развитие межличностных отношений детей в современных программах образования дошкольников (статья)

 

При анализе программ мы будем, прежде всего, выделять задачи, направленные на становление и развитие отношений между детьми и методы их решения.

Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется большой вариативностью и разнообразием программ. Мы рассмотрим программы, наиболее распространенные среди детских дошкольных учреждений, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации. К ним относятся: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки» и базисная типовая программа.

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная под руководством Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко. Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей. Теоретическую основу программы составили два положения. Первое - положение А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка - это амплификация. Вторым теоретическим основанием программы является концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка - становление способностей (в отличие от знаний, навыков, умений).

Программа «Развитие» направлена главным образом на развивающее обучение. Она не содержит каких-либо рекомендаций относительно организации жизни детей вне занятий. Авторы не ставят специальной задачи социального или нравственного развития детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой». Предпосылками для развития межличностных отношений детей в программе являются совместная игра, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой. Качество отношений между детьми определяется личностью воспитателя и никак специально не прописывается в программе.

Широкое распространение в практике дошкольного воспитания получила программа «Радуга». Это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач; укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной содержательной жизни в детском саду. Последняя из задач включает в себя «обеспечение ребенку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создание в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми». В программе особое значение придается межличностным отношения детей как основе не только эмоционально личностного благополучия, но и условием нервно психического здоровья детей в целом.

Задачами «укрепления отношений взаимопомощи и сотрудничества в детском коллективе» и «создание благоприятного микроклимата в группе» посредством следующих педагогических методов работы являются:

– избегание ситуаций соревнования в коллективе детей;

– создание ситуаций сотрудничества в продуктивной деятельности, в бытовом труде;

– избегание конфликтов между детьми за счет соблюдения установленных в группе норм и правил общей жизни («нельзя» и «не надо»), знакомство детей с нормативными способами разрешения конфликтов (жребий, очередь и т.д.);

– создание определенного стиля жизни в группе, общего настроя.

Создание такого настроя зависит как от внутренних установок взрослого, так за счет введения ежедневных, еженедельных, ежемесячных добрых традиций в жизнь группы. В качестве традиций авторы программы предлагают: регулярные маленькие подарки для каждого ребенка (ленточки, открытки, сладости), уважение к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбирать ни воспитатель, ни другие дети); традиции говорить о каждом ребенке что-то хорошее; традиции, порождающие самостоятельные проявления внимания и доброжелательности у детей (каждый понедельник «День радостных встреч», еженедельное праздничное чаепитие «сладкий вечер» и т.д.).

Таким образом, основными методами педагогической работы программы являются моральное воспитание (освоение норм, правил общения), создание опыта проживания положительных отношений через организацию сотрудничества детей, введения ритуалов, традиций группы, а также значение придается внутренним установкам воспитателя, задающим настрой, общий стиль жизни группы. К сожалению, за постановкой задач и общих путей их решения не стоит описания конкретных педагогических методов и средств решения этих задач. Так, например, непонятным остается, какой смысл имеют внутренние установки воспитателя, задающие настрой и стиль жизни группы.

Все большее распространение получает сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Г.Г. и Е.Е. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта», наряду с другими фундаментальными положениями культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка. Цель программы - «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» (1995, с. 5). Исходя из этого задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными, волнующими событиями. Реализация цели программы предполагает ряд существенных изменений традиционных принципов обучения и воспитания детей, которые связанны с проживанием эмоционально окрашенных событий, с позицией воспитывающего взрослого, с активным привлечением родителей в образовательный процесс, и с идей организации внутренней жизни по образцу «большой общественной семьи».

В детском саду дети объединены в разновозрастные группы (от трех до десяти лет). В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с равномерным количеством детей всех возрастов. Положения программы реализуются в специальной организации жизни детей по типу большой семьи. При всей уникальности и нетрадиционности программы для нашего дошкольного образования способы и методы организации межличностных отношений детей авторами программы не раскрываются. Они лишь отмечают, что «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных, коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях» (1995, с.7), а механизмы построения межличностных отношений детей разного возраста по типу «большой дружной семьи» остаются за рамками программы.

Большую популярность среди ДОУ получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. В ней формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач.

В отличие от других программ, формирование гуманных отношений с другими детьми в ней - одна из приоритетных задач. Эта задача рассматривается в разделе «Основы социально-нравственного воспитания». Из текста программы можно выделить три основные направления работы.

Первое связано с предотвращением негативных чувств, нежелательного опыта поведения детей с помощью учета их личных взаимоотношений, индивидуальных особенностей, а также насыщением жизни детей разнообразными, интересными событиями. Другие рекомендации относятся к образцом поведения самого воспитателя, к его личному примеру, к используемым речевым обращениям, к правильности действий взрослого. Предлагается также периодически использовать воспитателем в общении с детьми «интимно-материнское» общение. Третье направление связано с формированием представлений детей о правилах и формах культурного поведения, о разных эмоциональных состояниях людей. Это предлагается достигать с помощью театральных инсценировок, различных форм игровой деятельности, создания специальных ситуаций для приобретения опыта дружеского общения, внимания к сверстнику. На наш взгляд, несмотря на то, что главная задача - развитие чувств ребенка (эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию), в качестве основных методических рекомендаций остается освоение моральных представлений ребенка с помощью игровой и художественной и театральной деятельности. С одной стороны, в программе явное преобладание имеют методы морального воспитания, а подходы, связанные развитием межличностных отношений детей, остаются не раскрытыми. Так, не ясна суть «интимно - материнского» общения воспитателя с детьми и смыслы, определяющие «правильность» поведения воспитателя.

В настоящее время в детские сады активно внедряется базисная программа нового поколения «Истоки». Целью программы является «разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества» (1998, с. 11). Одна из четырех линий развития - социальная. В качестве основы социального развития авторами программы рассматривается общение со взрослым и сверстниками, выступающее главным условием «усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания». Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональное состояние других людей, формировать представление о том, что плохо и что хорошо, что можно и что нельзя), а с другой - в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.). Также следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослым и сверстниками. Основной метод формирования доброжелательных отношений состоит в поощрении взрослым, его положительной оценке. Соответственно, первостепенным в программе является механизм социального научения.

При активном распространении инновационности и вариативности в подходах системы дошкольного воспитания большинство детских садов используют базисную типовую программу, вводя элементы новизны, не противоречащие логике программы. В связи с этим нам представляется важным анализ стратегий работы с межличностными отношениями, предложенный в программе. Задачи по «формированию доброжелательных отношений между детьми» решается в разделах «нравственное воспитание», «игра». Методами формирования предлагаются: рассказы о том, чем хорош каждый воспитанник группы; приучение к соблюдению элементарных правил поведения в процессе игры (не отнимать, не ломать, не толкать и т.д.); оказание помощи при совместных игровых действиях при обсуждении замысла игры, распределении материала, согласование совместных действий. Особое внимание уделяется тендерному воспитанию - отношению между девочками и мальчиками. У мальчиков предлагается воспитывать уважительное, заботливое отношение к девочкам, у девочек - благодарное отношение к вниманию, проявлению заботы мальчиков.

Таким образом, можно отметить, что первостепенное значение в современных образовательных программах для развития межличностных отношений детей придается методам морального воспитания и формирования коммуникативных навыков детей. При этом во всех программах придается важное значение личности воспитателя, образцу его поведения и отношения с детьми, но суть этого не раскрыта.

 

Автор: Бутенко В.Н.