12.02.2010 8645

Развитие зрительно-пространственных функций в онтогенезе

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Зрительно-пространственные функции развиваются и формируются в онтогенезе длительное время. Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различия возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различие качеств предметов. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) Но, по данным М.В. Вовчик-Блакитной (1986), у дошкольников особая роль принадлежит кинетическому и зрительному анализатору.

В.Г. Ананьев и Е.Ф.Рыбалко (1974) выделяют три этапа становления данных функций.

I этап - 3-4 года. Зрительно-пространственные отношения ещё не выделены ребёнком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Отражаемое пространство дискретно. Так, многие дети в возрасте от 3-4 лет определяли в экспериментальных заданиях различные пространственные группы предметов. Например, на двух картинках изображены три одинаковых предмета, но они различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые» - говорит ребёнок, «здесь мишка, здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрёшка и вот матрёшка». Пространственное же расположение предметов при этом не учитывается.

II этап – 4-5 лет. Зрительно-пространственные отношения вычленены. Отдельные предметы теперь начинают восприниматься ребёнком в их пространственных взаимосвязях. Но точность восприятия и оценки пространственного их расположения относительно друг друга опосредуется ещё расстоянием. Дальность расположения объектов от исходной точки отсчёта затрудняет вычленение и осознание ребёнком пространственных отношений, существующих между ними.

Располагая игрушки по кругу, ребёнок, например, тесно прижимает их одну к другой, образуя замкнутую кривую; стремление к установлению контактной близости отмечается также при расположении предметов «рядом», «друг за другом», «напротив» и т.д. Ориентируясь в пространственном расположении объектов, он пользуется ещё способом «практического примеривания» или соотношение объектов с исходной точкой отсчёта.

III этап – 6-7 лет. Развитие зрительной оценки пространственного расположения предметов и изменение способа ориентировки в окружающем пространстве, обеспечивают теперь более совершенный характер его отражения, независимо от расстояния в расположении отдельных объектов относительно друг друга. Всё это приближает ребёнка к адекватному отражению пространства как целого в единстве составляющих по «отдельности», а, следовательно, и к пониманию единства дискретности и непрерывности отражаемого пространства.

Как пишет В.Г. Ананьев (1974, с.157), «общий путь развития у детей, процесса отражения пространства и ориентировки в нём таков: вначале диффузное нерасчленённое восприятие пространства, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними, далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает дробиться по этим основным линиям - вертикальной, фронтальной и саггитальной. Причём точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребёнка всё дальше и дальше, с увеличением площади выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о пространстве. Каждая точка на этой местности точно локализуется и определяется как расположенная впереди, впереди справа или впереди слева».

Таким образом, на ранних этапах развития зрительно-пространственные функции тесно связаны с практической деятельностью ребенка и совместной работой зрительного, кинестетического, вестибулярного аппаратов. Уже в первые месяцы жизни формируются предпосылки развития зрительно-пространственного восприятия - способность к фиксированию стимула взглядом, ориентировочный рефлекс на пространственно-ориентированный стимул. Позже формируются функции, относящиеся к восприятию трехмерного пространства - развитие восприятия удаленности, константность восприятия величины и формы. Благодаря развитию двигательных функций, речи, памяти, мышления, увеличиваются возможности ребенка, касающиеся восприятия пространственных характеристик предмета. В дальнейшем, опираясь на развитие восприятия, формируются пространственные представления, являющихся базой для развития пространственного мышления, формирования пространственных синтезов, необходимых для понимания логико-грамматических конструкций, счета, чтения и письма.

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1974. - 304 с.
2. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1986. - С.78-83.