26.11.2010 2328

Усвоение студентами специальной лексики с помощью использования компьютерной техники

 

Особое место в совершенствовании и интенсификации обучения языку в техническом вузе занимает использование компьютерной техники. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет увеличить долю самостоятельной работы студентов, сокращает время работы над выполнением заданий, повышает интерес в творческой работе, даёт возможность преподавателю за короткий период времени контролировать всех студентов. Поэтому необходима разработка определённой методики применения компьютерной техники при работе над текстом по специальности, а именно при изучении специальной лексики.

Для этого необходимо подобрать конкретные задания, подготовить ответы на контрольные вопросы, ввести ответ в компьютер; если ответ неправильный, то ЭВМ выдаёт пояснение сделанной ошибки, если ответ неполный, то машина может задать дополнительный вопрос или задание [1, C. 16].

К текстам по специальности составляются задания, которые служат для выработки навыков активного использования лексики. Задания могут носить различный характер. Например:

1. Словарный диктант. Студентам диктуются слова и словосочетания, которые встретятся в тексте: управление, руководитель, управляющий, производственник, планировать, инструктаж, организовать ...

Затем на экране дисплея появляется вышеназванная лексика, студенты проверяют написанный ими диктант.

2. Выведите на печать из текста лексику по специальности. Ответ сверьте с ключом.

3. Прочитайте слова, данные в первом столбике. Запишите их. Значения слов, данных в первом столбике, найдите из второго столбика (они даны вразброс), если вы уверены, что значение слова верно, введите его в компьютер.

4. Определите, от каких слов образованы сложные слова, назовите определяющее слово.

5. Образуйте существительные от следующих глаголов.

6. Используя следующие слова и словосочетания, восстановите содержание текста в краткой форме.

7. Прослушайте следующие предложения. Определите их различие.

8. Допишите придаточные предложения. Задайте к ним вопросы.

1) Никакая наука не поможет человеку в области управления, если....

2) Человек не пойдёт учиться в консерваторию, если ....

3) Сотрудник чувствует разочарование в работе, если ....

9. Перепишите следующие предложения. Замените выделенные конструкции синонимичными предложениями.

10. Прослушайте следующее предложение: «Только тот, кто планирует, и может организовать работу». Объясните, о чём говорится в этом предложении.

11. Следующие предложения переведите на родной язык. Ответ сверьте с ключом.

1. Скромность - это не только украшение.

2. Можно быть скромным, не будучи умным, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.

3. Ставьте перед собой большие жизненные цели, стремитесь к их достижению.

12. Прочитайте пословицы, расставьте недостающие запятые. Ответ сверьте с ключом.

1. Мудрец хоть знает но вопрос задаст

Чтоб знанья укрепить.

Глупец не знает но не спросит нас

Чтоб знающим прослыть.

2. Чтобы учёным слыть

Весь век учиться надо.

Чтоб милосердным быть

Таким родиться надо.

3. Чтобы научиться трудолюбию нужно три года; чтобы учиться лени - только три дня.

6. Люди учатся для того чтобы знать. Ничтожные же люди учатся чтобы их знали.

Выполнение подобных заданий будет способствовать совершенствованию знаний, полученных на занятиях, помогать усвоению и запоминанию лексического и грамматического материала, развивать речь студентов.

Литература:  Тюков А.А. Проблемные задания в профессиональной подготовке студентов: Сб. Проблемное обучение в ВУЗе. - М.: Знание, 2001. – 78 с.