Использование компьютера на уроках русского языка (повторение темы «Имя существительное»)
На этом уроке было использовано программированное освоение учебного материала. Ученикам предстояло охарактеризовать грамматические категории имени существительного, потренироваться в правописании слов этой части речи, а также расширить имеющиеся у них знания о существительных одушевленных и неодушевленных. Они-то и были в центре внимания на занятии. На материале учебных текстов ребята отрабатывали навыки определения лексико-грамматических признаков одушевленных и неодушевленных существительных и правильного употребления их в общении на русском языке.
Такой обширный объем работы, требовал и особой методики его проведения: рациональной и четкой организации, предельной экономии времени, использования схем в обобщении материала, а главное – вовлечения каждого учащегося в активную учебную деятельность.
Всего этого помог нам достигнуть программированный метод подачи и закрепления материала темы, использование возможностей компьютера.
Компьютерная программа темы была составлена на основе разработанного «сценария». Она включала в себя учебные тексты, обобщающие таблицы и схемы, учебные задания. Образец выполнения задания по карточкам-тренажерам. Вес этот материал, записанный на дискете, в ходе урока проецировался на экран дисплея, с которым работали учащиеся, когда выполняли учебные задания. Их работу учитель контролировал на своем дисплее.
Работа с компьютером по-настоящему увлекает их, дает высокий эффект в овладении знаниями. Особенно это проявляется тогда, когда учебная программа становится и основной, и органической частью всего занятия.
На экран дисплея проецируется фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в котором ее главный персонаж Митрофан дает свое определение частям речи: прилагательному и существительному.
Ученики дают правильное определение существительному, акцентируя внимание на его грамматических особенностях. Например, стихотворение «Веселая грамматика», которое помогает учащимся вспомнить названия знаменательных и незнаменательных частей речи русского языка.
Веселая грамматика (О.Высотская)
Существительное- школа,
Просыпается- глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы- местоименье,
Бьет числительное семь,
Заниматься надо всем .
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
После чтения стихотворения на экране дисплея появляется следующая таблица 1:
Ученики читают таблицу, идет пояснение.
В русском языке к одушевленным существительным относятся слова, обозначающие живые существа. В основном они отвечают на вопрос кто?. А неодушевленным относятся русские существительные, называющие предметы, т.е. вещи и явления неживого мира.
В русском языке из этого правила есть исключения.
Таблица 2
Существительные |
|
Одушевленные (кто?) ученик, жираф, конь комар (что?) Исключение: существительные одушевленные и неодушевленные. |
Неодушевленные (что?) Клубок, компьютер, народ, молодежь, отряд, войско Вирус, микроб, бактерия |
После объяснения ученики тренируются в определении одушевленности – неодушевленности существительных по их лексическому значению.
На дисплее появляется задание: «Определите одушевленность и неодушевленность существительных». Эти слова с помощью нажатия нужной клавиши дисплея учащиеся распределяют в два столбика
Таблица 3
1. Одушевленные Врач Судья Девочка Директор Мать Сестра Писатель Бабочка Пчела |
2. Неодушевленные фабрика словарь автобус концерт лекция опера страна свобода войско |
Компьютер фиксирует правильность выполнения задания каждым учеником, указывая общее количество допущенных ошибок, которые, в свою очередь, контролирует учитель.
Следующий – основной - этап работы по теме - это развитие навыков правильного образования и употребления учащимся в речи падежных форм одушевленных и неодушевленных существительных.
Во множественном числе окончания винительного падежа одушевленных существительных совпадают с окончаниями родительного падежа, а окончания винительного падежа неодушевленных существительных совпадают с окончаниями именительного падежа. Эти сведения обобщаются на дисплее.
Выполняя задание, ученики вновь повторили падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных, практиковались в определении категории одушевленности.
Завершился наш урок выполнением заданий по обобщенной грамматической характеристике существительного с помощью карточек-тренажеров.
Однако перед выполнением этого задания вы вновь повторили материал о типах склонения существительных – на основе таблицы на экране дисплея (таблица 4).
Таблица 4
Ученики комментируют таблицу. Только после этого на экране возникает образец выполнения задания по карточкам-тренажерам. Их я раздаю учащимся для самостоятельного заполнения. Вот образец такой карточки.
Таблица 5
В обычных условиях, без помощи компьютера, эффективно повторить и освоить такой объемной учебный материал практически невозможно. Поэтому компьютер здесь становится прямо–таки незаменимым помощником, и особенно – на занятиях посвященных обобщенному повторению больших тем или разделов курса.
Вот и на нашем занятии с помощью компьютерной программы учебный материал был представлен концентрированно и наглядно. Ребятам не пришлось тратить много времени на записи в тетрадях: компьютер сделал это за них. Он обеспечивал и четкий контроль за работой каждого ученика. И сами ребята выполняли задания заинтересовано, так как сразу - очень наглядно! - видели результаты своего труда.