24.08.2011 24283

Типология трудных жизненных ситуаций в семье (статья)

 

На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, влияющими на состояние семейного системы, в том числе различного рода трудными и кризисными ситуациями.

В общественных науках ситуация трактуется как обстановка, совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности. Именно в значении «обстоятельства», «обстановка» понятие «ситуация» стало применяться в психологических исследованиях. Б.Ф. Ломов указывает на ситуацию как систему событий. Здесь наиболее важным является понимание ситуации как целого, между элементами которого существует определенная взаимосвязь.

Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Существует много классификаций ситуации в отечественной и зарубежной науке (Е. Бабосов: простые, кризисные, экстремальные и катастрофические; А. Кочерян: простые, трудные и экстремальные; В. Латынов: нейтральные и конфликтные; А. Ламм: повседневные и проблемные; К. Левин: конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности; Г. Морозова: простые и проблемные; А. Матюшкин: информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие; Эммон и Дипперс: свободно выбранные и навязанные; А. Федотов: простые, трудные и экстремальные и т.п.). Если обобщать эти подходы, то выделяются два основных вида ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности выходят за пределы «нормы».

Жизненные события - это события, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни, в жизни семьи. Из-за прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе они часто называются «критическими событиями».

Понятие «жизненная трудность» позволяет полнее и точнее охарактеризовать психологическую и социальную зрелость личности и семьи в целом. Подготовленность человека (семьи), его способность преодолевать любые жизненные трудности - один из важнейших показателей зрелости.

Критические жизненные ситуации различаются по временной длительности. Естественно, что содержание и характер критической жизненной ситуации зависят от того, какая именно потребность не удовлетворяется.

Повседневные жизненные обстоятельства, такие, как изменение взаимоотношений, состояние здоровья, характера деятельности или материального положения, в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для. развития эмоционального стресса, приводящего к расстройству здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), представляющие собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие значительных усилий или использования новых ресурсов.

А. Фернхэм и М. Аргайл выделяют следующие типы трудных социальных ситуаций: интимность (ситуации, предполагающие взаимодействие с малознакомыми людьми, особенно противоположного пола), настойчивость (ситуации, в которых необходимо выступить в защиту собственных прав); центр внимания (ситуация, которая вынуждает человека оказываться в центре внимания группы); сложные социальные процедуры и этикет (ситуации, предполагающие соблюдение определенных ритуалов); неудача или непринятие (ситуации, в которых велик шанс неудачи); боль (ситуация, связанная с потерей близкого друга, партнера или члена семьи).

Когда в семье возникает состояние, которое нарушает равновесие между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями справиться с ними, говорят о «семейном стрессе» (Р. Хилл (1949, 1958). Большинство исследований в этой области определяют «семейный стресс» как макрособытие (в смысле критического жизненного события), которое нарушает гомеостаз семьи. Такие события требуют долговременного приспособления и включают так называемые изменения вторичного порядка - на уровне структуры семьи. Лишь небольшая часть ученых относится к семейному стрессу как к микрособытию, которое нуждается в адаптации первичного порядка (Р. Watzlawick, J. Wickand, R. Frisch, 1974).

Семейный стресс обычно вызван стрессорами - жизненными событиями, которые провоцируют или могут вызвать потенциальные перемены в семье как социальной системе (Н. McCubbin, 1983)

Стрессоры систематизируются по размеру негативного влияния и времени, требуемому на реадаптацию (В.А. Абабков, М. Перре, 2004). Различают следующие типы семейных стрессоров:

– повседневные сложности (микрострессоры) (повышение цен, ухудшение состояния здоровья члена семьи, стресс на работе, денежные заботы);

– критические жизненные события (макрострессоры), они могут быть нормативными (пубертатный период, поступление в школу) и экстремальными (внезапная смерть кого-то из близких), позитивными, связанные с желаемым (брак, рождение ребенка) и негативными, нежелательными;

– хронические стрессоры, повторяющиеся тяжелые испытания (нагрузки на работе или в семье, затянувшиеся нагрузки по вине дискретных событий, например, развода).

Семья как система стремится к достижению и сохранению семейного баланса, «семейного гомеостаза». Для его поддержания в каждой семье существуют семейные традиции, правила и примеры взаимодействия, в том числе, каждый член семьи явно или скрыто способствует этому. Нарушения семейного гомеостаза по причине стресса подталкивают семью к переменам, служат поводом для реорганизации взаимодействий.

В соответствии с законом гомеостаза, семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Она поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое свое отклонение от него и совершает действия, которые способствуют возвращению в обычное состояние.

Согласно закону развития каждая семейная система проходит свой жизненный цикл, представляющий собой смену событий и стадий. На определенных отрезках жизненного пути семьи возникают этапы («кризисы развития»), такие как брак, рождение ребенка и пр., а так же изменения физического возраста людей и соответствующие им стадии психического развития, когда семья оказывается неспособной решать новые ситуации старыми способами. Кроме того, семейная система может переживать и другие кризисные ситуации, связанные с утратой (развод, болезнь, смерть близкого, лишение свободы кого-либо из членов семьи) и травматическими событиями (катастрофа, война, насилие). Перед семьей возникает необходимость усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество.

Трудности ежедневной жизни, или «нормативные трудности» семьи, с одной стороны, приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение. (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2000) George (1980), Neegarten (1977) выделяют «нормативные» трудности, как всеобщие, ожидаемые и кратковременные.

В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

– Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

– Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

– Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют ту же роль в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

– Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

– Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

– Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

– Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

– Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

– Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

– Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Как и насколько эффективно могут быть преодолены кризисы развития, во многом зависит от сложившейся внутри семьи системы взаимоотношений. Выделяют пять видов внутрисемейных отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм. Наиболее продуктивными в плане преодоления трудных ситуаций являются отношения в виде сотрудничества и паритета, так как оба эти типа предполагают наличие семейного единства, общей цели, связывающей всех членов семьи.

При отношениях соревнования и конкуренции борьба за получение личной выгоды, чаще всего за счёт проигрыша других членов семьи, может только усугубить кризис, в котором находится семья. Это чревато нарушениями структуры и целостности семьи в результате ухода одного из супругов, а также негативно сказывается на выполнении семьёй её функций.

Антагонистические же отношения в семье могут привести не только к разрушению супружеских отношений, но и к психической травматизации наиболее уязвимого члена семьи вследствие явного или скрытого противопоставления членов семьи и неспособности разделить ответственность.

В зависимости от реагирования на возникающие трудности McCubbin и Thompson выделили два типа семей:

– Уязвимые семьи, в которых при столкновении с трудностями члены семьи не поддерживают друг друга, не желают идти на компромиссы, не умеют распределять ответственность и обязанности в семье.

– Регенеративные (или resilient) семьи, в которых члены семьи открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, умеют формировать семейные правила и ценности. В трудной ситуации такая семья обладает способностью контролировать произошедшее, искать и пробовать новые способы совладания с трудностью. Кроме того, члены семьи склонны поддерживать друг друга и мотивировать на решение проблем.

Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, т.н. resilience (McCubbin, 1987), которое означает эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий, после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Это качество позволяет семье формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса.

Несовладание семьи, ее членов; с трудными жизненными ситуациями, может привести к семейному кризису. Кризис (от греческого krisis - решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Основоположник исследования семейного стресса R. Hill (1949) («Семья под воздействием стресса» [163]) описал модель семейного кризиса АВСХ, которая в дальнейшем была усовершенствована и частично пересмотрена Н. McCubbin (1980) и W. Burr (1973).

Модель семейного кризиса АВСХ R. Hill (1958) представлена следующим образом: А (событие - стрессор) - взаимодействует с В (ресурсы семьи, с которыми она встречает кризис) - взаимодействует с С (оценка, которую семья дает событию) - создает X (кризис). Сходная модель стресса была развита R.Lazarus (1966), у которого факторам С и В концепции R. Hill соответствуют «primary appraisal» - первичная когнитивная оценка стрессора и «secondary appraisal» - вторичная когнитивная оценка собственных ресурсов.

Классическая модель АВСХ» концентрирует свое внимание на докризисных переменных, которые объясняют различия в способностях семей справиться с влиянием стрессора и изменений, и определяют, является ли результат влияния кризисом для семьи. Оценка посткризисного поведения семьи требует более динамичной модели, которая концентрируется на исследовании тех усилий, которые семья прилагает, чтобы выйти из кризиса, т.е. гибкость семьи. Двойная модель АВСХ, которая появилась на основе учений семейного кризиса, обусловленного войной, превосходит классическую модель R. Hill и Н. McCubbin, P. Boss, G. Lester (1980), позднее Н. McCubbin и J. Patterson (1983) добавляют посткризисные переменные, чтобы описать:

– дополнительные стрессовые события и перемены, которые могут оказать влияние на адаптивную способность семьи;

– основные психологические и социальные ресурсы, к которым семьи прибегают и используют в управлении кризисной ситуацией;

– процессы, в которых участвуют семьи, чтобы достичь удовлетворительного разрешения ситуации;

– результат этих семейных усилий.

Исходя из теории кризиса, можно говорить о двух наиболее распространенных моделях поведения семьи (ее членов) в кризисной ситуации:

– пассивно-созерцательная (потребительская) позиция: человек (семья) подвластны кризису и всегда зависят от ситуации (случаи неограниченного потребления социальной помощи и отсутствие выраженной мотивации на поиск собственного ресурса);

– социально-активная позиция: человек (семья), учитывая сложившиеся трудности, исследует различные возможности (поддерживающие структуры) и организует разрешение трудной жизненной ситуации.

Поведение подвергающейся сильному стрессу или находящейся в хроническом кризисе семьи, имеет свои закономерности. Особое внимание таким семьям уделил основоположник теории семейных систем М. Боуэн. Автор характеризует их с помощью понятия триангуляции. Он подчеркивает, что семейная диада, будь то супружеская пара либо любая другая, может быть стабильна до тех пор, пока не испытывает стресса (тревоги, беспокойства, страха). Когда стресс превосходит способности диады сопротивляться ему, превышает уровень толерантного отношения к стрессу, в трудности диады вовлекается третье лицо (например, в супружеские конфликты часто вовлекаются дети). Именно третьему лицу отводится роль поддержки одного из членов диады в конфликте. Если стресс достаточно затяжной или сильный, в конфликт вовлекается все больше третьих лиц, при этом образуется все больше триангуляции. Такие отношения (триангуляции) формируются при поиске способов преодоления стресса, но на самом деле они закрывают путь к решению, и нестабильность диады сохраняется, только все большее членов семьи оказывается в поле неустойчивых эмоций. М. Боуэн указывает, что в отдельности элементы триангуляционного процесса не оказываются вредными, осложняет психологические проблемы семьи их совокупность.

Семья в критической ситуации стремится к восстановлению стабильности любыми путями. Деформированные взаимодействия также сохраняют семейный гомеостаз, а, следовательно, стержнем жизнедеятельности семьи. В этом заключается, например, трудность социальной реабилитации дисфункциональных семей. Семьи с деформациями часто не хотят менять стиль и образ жизни и уклоняются от помощи специалистов.

Понятие трудной жизненной ситуации в целом специфично для представителей дисфункциональных семей. Для них стресс не является чем-то невероятным и экстраординарным. Большинство постоянно находится в экстремальных, или близких к экстремальным условиях, испытывая хронические состояния тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта. Со временем люди адаптируются к этим условиям, как к чему-то неизбежному и должному. Длительное переживание стресса оказывает патогенное действие и выводит из строя привычные способы совладания с ним. В результате люди, представители неблагополучных семей, становятся пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем,- а так же на обвинение во всем кого угодно, только не себя. Жизнь в режиме стресса становится нерациональной, переполняющейся агрессией. (Л.С. Алексеева, 200).

Вмешательство социальных служб чаще всего происходит в моменты обострения кризисной ситуации (критичность кризисной ситуации). Мы будем так же называть это кризисом дисфункциональности. Таковыми являются, например, привлечение к административной или уголовной ответственности, а так же изъятие ребенка из семьи и угроза лишения родительских прав. Потеря ребенком родительского попечения является кризисом дисфункциональной семьи. В случае, если семья совладает с ним, ребенок возвращается в семью, а ее члены приобретают опыт совладания с критической ситуацией. В случае несовладания, родители лишаются родительских прав, ребенок теряет связь с семьей, которая перестала выполнять самую важную функцию социализации. Все это приводит к фактическому распаду семьи и, в случае алкогольной зависимости, постепенной окончательной деградации ее взрослых членов.

За 5 лет работы городского центра социальной реабилитации более 250 семей пережили подобный кризис. Дисфункциональные семьи, которые изучаются нами, чаще всего самостоятельно не совладают с кризисом и им требуется помощь путем кризисного вмешательства специалистов социальных служб.

Одним из следствий кризиса является реакция семьи, выраженная в ее выборе защитного и/или совладающего поведения. Кроме того, особенности защитного и совладающего поведения в семье могут объяснить и причины возникновения новых кризисных ситуаций.

 

Автор: Гущина Т.В.