21.02.2012 9969

Профессиональные и личностные качества преподавателей колледжа

 

На этапе гуманизации образования, отказа общества от авторитарных педагогических систем, утверждения конструктивных начал разработки эффективных гуманных воспитательных справедливо положение о том, что без осмысления значимости ценностей культуры, ценностей образования педагогическая наука не сможет преодолеть формализма, декларативности устаревшего подхода к воспитанию как процессу автоматического копирования, подчинения обучающегося правилам и нормам, как будто бы навязываемым старшими (педагогами, родителями). Деликатность темы взаимодействия поколений в процессе воспитания сегодня не должна допускать искажения научного знания - упрощенного понимания проблемы отцов и детей. Утрата обществом ценностных ориентации на трехпоколенное родство в семье, деформация взаимоотношений отцов и детей обернулась опасностью не только для сохранения человеческого в человеке, но опасностью для существования самого человека и человечества. Обобщение достижений науки и анализ реального состояния процессов воспитания в колледже позволили выявить противоречия между организацией и осуществлением воспитательной работы над социальными нормами без опоры на воспитательную деятельность, направленную на осознание смысла этих норм, который заключен в содержании ценностных ориентации культуры и образования.

С особым интересом педагоги - участники эксперимента комментировали понимание ими положения о том, что ценности оправдывают и придают смысл нормам. Приведем полностью эти положения. «Жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали десять заповедей предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что - нет».

При обсуждении в студенческой аудитории тезиса о том, что «ребенок -социальная ценность, а обязанность родителей заботиться о нем - социальная норма», у преподавателей появилась возможность уточнить, как понимают студенты утверждение «ребенок - социальная ценность», выяснить, как сегодняшняя молодежь оценивает социальную норму «обязанность родителей - всячески заботиться о нем» и конкретизировать возрастные границы такой заботы, а также определить характер ценностных ориентации студентов в отношениях с родителями.

Анализ литературы и данных констатирующего эксперимента определил необходимость включения в формирующий эксперимент работы, направленной на осмысление субъектами воспитания вопросов преодоления процесса девальвации нравственно-духовных качеств в современной России. В эту работу входили творческие встречи преподавателей с учеными ИРПО (г. Москва), МГОПУ им. М.А. Шолохова (г. Москва), СГУ, СКИПКРО (г. Ставрополь), на которых доказывалась или опровергалась справедливость гипотетических предположений о формах и способах научного обеспечения выхода отечественного образования из кризиса. Например, состоялась интересная дискуссия по гипотетическому суждению профессора А.В. Миронова, утверждающему следующее:

- главной причиной (наряду с другими) политических и экономических кризисно-разрушительных ситуаций в России является девальвация нравственно-духовных качеств. Необходимо изыскать возможности прекращения процесса девальвации нравственно-духовных ценностей, для чего требуется создать современные системы ценностных ориентации, учитывающие огромные принципиальные изменения в реальной жизни и сознании россиян. Такая система - одно из необходимых условий осуществления эффективного воспитания молодого поколения;

- главной причиной катастрофической девальвации нравственно-духовных ценностей цивилизации, начавшейся в XXI веке, является системный кризис, который охватил три важнейшие сферы духовной жизни общества - науку, культуру, образование.

Работа участников эксперимента предусматривала осмысление субъектами воспитания реальных проблем колледжа в целях создания механизмов педагогического воздействия для устранения или ослабления объективных трудностей. Например, преподаватели, участники эксперимента, согласились с тем, что для многопрофильных колледжей Северного Кавказа необходимо преодолеть распространенность региональных национал-культурных установок в проектировании и организации воспитания. Преподаватели убедительно доказали, что такие установки нарушают принцип поликультурности образования и несут в себе опасность для целостности федерального культурного и образовательного пространства. В качестве аргументов было использовано утверждение В.Ю. Троицкого о том, что необходимым условием сохранения и развития «многоцветья национальных культур России является гарантированность достойного существования русской культуры», которая «ориентирует на духовное отношение к миру, то есть утверждает в сознании учащихся надобыденное, самоценное стремление к истине, добру и красоте, видит целью воспитания сознание, одухотворенное идеалами добра и созидания, любви к Отечеству». В.Ю. Троицкий призывает педагогов сохранять стабильность образовательной системы, ответственно подходить к обновлению методик и технологий обучения и воспитания: инновации не должны быть новациями без традиций, «...неоправданные и ненужные эксперименты и нововведения» отсекают школу «от природных корней плодотворного национального просвещения и культуры, от созидательных традиций, добрых начал и здравого смысла отечественного просвещения». В.Ю. Троицким справедливо подвергается резкой критике «раскультуривание» сознания... через разрушение иерархии духовно-нравственных ценностей (например, смешение пошлости и святости, доброго и низменного и т.п.), через очернение отечественной истории и культуры, через утверждение преступного и низменного как заурядного, обыденного». «Сопротивление всему этому, - пишет В.Ю. Троицкий, - возможно только на основе реального, целостного, правдивого представления о мире, только при единстве формирования в школе умственных, нравственных и духовных начал личности, только при умении школьников отличать главное от второстепенное, делать обобщение, мыслить... с опорой на национальные традиции, просвещение и культуру».

Правильную установку сознания В.Ю. Троицкий видит в обретении «верной и высокой позиции, позволяющее видеть не ограниченное пространство, а вселенскую широту...» Эти рассуждения ученого преподаватели приняли полностью.

Организация в экспериментальной работе дискуссионного обмена мнениями между педагогами предусматривала выражение своего отношения к высказыванию К.С.Аксакова: «При невероятных материальных усовершенствованиях, при необъятном богатстве способов и средств для жизни, чувствуется и слышится повсюду страшная бедность души, оскудение внутреннего родника жизни, для которого только и можно трудиться и работать, при котором только имеют цену все открытия и успехи. К чему все эти богатства и удобства, если потеряет душу человек, одно, что дает ему цену? К чему, например, книгопечатание, если потерян разум?... весь мир не стоит единой души человеческой» (XIX век).

Преподаватели (участники эксперимента) приняли активное участие в дискуссии «Об эстетическо-литературном образовании», где обсуждались довольно распространенные сегодня в профессиональном образовании спорные взгляды на изучение величайшего наследия русской литературы. Вот некоторые из них:

- русская литература настолько дидактична, что для современных свободных молодых людей просто скучна. Все эти дешевые переживания, метания героев утомительны, а часто даже вредны. Ведь сейчас в мире популярны другие ценности;

- преподавание литературы в школе все еще предельно социологизировано. Зачем это нужно студентам?

- круг необходимых в современной жизни социально-гуманитарных знаний (право, экономика и т. п.) сейчас настолько расширился, что на

- всякие неопределенности типа литературы просто нет учебного времени.

- без компьютера и иностранного языка сейчас делать нечего. Учебный план не резиновый. А на литературу неоправданно много отведено часов.

- в цивилизованных странах (на Западе) большинство людей книг почти не читают, но зато как живут!

В ходе дискуссии все согласились с цитатой из статьи педагога XIX в. В.П. Острогорского «Об эстетическо-литературном образовании»: «... правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал... Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время побуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, - выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством... Все же это, вместе взятое, то есть все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, - словом то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».

Для укрепления взаимодействия преподавателей и студентов в работе, направленной на развитие их подготовленности к самовоспитанию, в обучающем эксперименте проводились совместные заседания дискуссионного клуба, на которых оценивалось историческое значение и актуальность национальных традиций семейного, домашнего воспитания. Острые споры возникли при обсуждении семейных и общественных законов, зафиксированных в «Домострое» (XVII век). Необходимо отметить, домашнему воспитанию, описанному в «Домострое» были свойственны такие воспитательные функции, как развитие возрастнополовых и индивидуальных свойств ребенка, установление статуса человека в обществе с учетом его социальных ролей и ценностных ориентации.

Целесообразность обращения к «Домострою» в дискуссиях участников эксперимента объясняется тем, что в нем зафиксирован исторический опыт народа, «душевный» мир человека того времени:

- человек волен выбирать поступки, ведущие к добру или злу, к правде или неправде;

- «деяния» человека определяют положительную или отрицательную оценку его личности;

- из всех свойств человека самым ценным признается ум - умный человек лучше видит, лучше слышит;

- ум следует развивать учением, а словом надо пользоваться с осторожностью, помнить его силу, которая может быть и полезна, и вредна человеку;

- труд - основа жизни, отсюда резкое осуждение лени, праздности, пьянства - всего, что отвлекает от труда;

- человек обязан уметь владеть собою, быть искренним, помогать каждому, кто нуждается в помощи, не рассуждая о том, достоин ли он ее.

Важно то, что в «Домострое» зафиксирован опыт народа по воспитанию в человеке доброго начала, по осуждению нарушений норм человеческого поведения. Нарушения норм в «Домострое» анализируются с точки зрения их вредного воздействия не только на самого человека, но и на его ближних. Приведем фрагмент текста, на основании которого между участниками эксперимента состоялся обмен мнениями о значении национальных традиций семейного воспитания. Текст имеет название «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»: «Следует тебе самому, господину, жену, и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым.».

Интересно и продуктивно прошло обсуждение вопросов культуросообразности сохранения национальных ценностей в сферах экономической жизни человека и общества. 92% студентов и преподавателей выразили удовлетворение от участия в заседании дискуссионного клуба, на котором использовался текст «Кто живет нерасчетливо»: «Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатку.

Служивому человеку жить, все разметив себе в соответствии с государевым жалованием, по доходу и по поместью или по вотчине, и уж такой себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому же расчету - и слуг держать, и уклад, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть и пить и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться.

Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли или государева жалованья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, а в лихое время никто ему не поможет: от безрассудства своего пострадает, да и от Бога грех, а от людей насмешка. Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни и неправдою нажитого имущества, жить по силе своей и возможности, и по расчету, и по средствам, добытым законным путем. Только такое житье и благоприятно, и Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно».

Важной составляющей частью экспериментальной работы в соответствии с задачами, поставленными перед учреждениями профессионального образования федеральным и краевым министерствами образования, стали систематические мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание самих воспитателей, педагогов. Например, участниками эксперимента проведены читательские конференции по книгам, одобренным Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ и Московской Патриархии и рекомендованным Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для образовательных учреждений различного типа -это книги Иоанна Маслова «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Глинская пустынь. История обители».

Особое внимание на всех этапах эксперимента уделялось организации и управлению процессами самосовершенствования педагогов в области теории и методики профессионального образования и практики воспитания в условиях многопрофильного колледжа. Исходные позиции этого направления сами по себе имеют духовно-нравственную сущность: не только признание, но и понимание самими педагогами того, что их профессиональный труд исторически признан в России духовным служением Отечеству и своему народу. Чтобы заложить в души студентов высокие принципы, преподавателю, безусловно, нужны глубокие теоретические знания. Но не только. Сама жизнь педагога должна соответствовать сущности ценностных ориентации культуры и образования. Об этом говорилось в докладе В.М. Филиппова на Глинских чтениях 31 января 2002 года: «Если учитель - это часто бывает - красноречив, но преподаваемые им правила жизни не подкрепляются, ученики это быстро замечают... Дети быстрее угадывают подлинный образ мыслей и чувств своих учителей и родителей, чем изучают преподаваемые им правила. Я хочу напомнить слова старца Глинской пустыни Филарета: «Всякий учитель должен назидать сердца одним учением, но не одним и тем же способом».

В рамках решения задач послевузоваского образования - повышения квалификации - по инициативе директора РМК г. Лермонтова Л.С. Ушаковой колледж с 1997 года участвует в краевых и федеральных педагогических экспериментах, что сделало необходимым изучение опыта научно-исследовательской работы специалистов учреждений профессионального образования - соискателей ученой степени кандидата педагогических наук. Работа дала успешные результаты: в период с 2000 по 2003 год специалистами Лермонтовского РМК успешно защищены две диссертации: «Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика как средства управления учебным процессом в профессиональном образовательном учреждении» и «Система стандартизированного контроля качества обучения и условия ее применения в деятельности профессионального образовательного учреждения», пять преподавателей готовят диссертационные работы к защите. В целях усиления внимания к значимости ценностей образования на этапе послевузовского образования участники педагогического эксперимента в библиотеке проводили симпозиумы, конференции, информационно-аналитические дни, где у специалистов была возможность знакомиться с учеными и с их трудами, с авторефератами диссертаций, представленных к защите в ИРПО (г. Москва), СГУ, СевКавГТУ (г. Ставрополь), АТУ (г. Майкоп). Большой интерес вызвали авторефераты диссертаций, представленных в Институт общего образования Министерства образования РФ на темы: «Педагогическая система святителя Тихона Задонского», «Философско-педагогические идеи в публицистике В.В. Розанова», «Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского», «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование» и другие.

Участникам эксперимента предоставлялась возможность ознакомиться с текстами диссертационных работ. При этом предлагалось на диссертации, вызвавшие особый интерес, написать отзывы. Так были написаны отзывы на диссертации Шевченко СВ. «Педагогические условия формирования гражданско-правового сознания студентов в процессе изучения в ВУЗе социально-гуманитарных дисциплин», Чотчаевой З.А. «Образование как фактор трансляции культуры в современном российском обществе», Каневской Ж.О. «Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников», Огарковой И.В. «Формирование гуманистических ценностных ориентации у старшеклассников (на материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона), Донца В.А. «Развитие познавательной активности учащихся профессионального лицея на основе принципа индивидуализации обучения», Поспелова Е.А. «Эволюция роли личности учителя в культуре России XX века: философский анализ».

Обобщение анализа результатов такой формы работы преподавателей позволило сделать выводы о наличии сформированности у участников эксперимента потребности в научном знании о новых способах и формах организации воспитания при особом внимании к вопросам формирования ценностных ориентации. Например, в отзыве Шлыковой Н.В. на диссертацию Огарковой И.В. отмечено: «Благодаря этой диссертации у меня появилась возможность понять, как целесообразно организовать и осуществлять проектную деятельность студентов. Зная основные требования к использованию метода проектов, я буду теперь ориентироваться на них при ознакомлении студентов с различными культурами, с разными точками зрения на одну и ту же проблему. Хочу конкретно назвать требования, особенно важные для моей работы при использовании метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование совокупности методов (исследование, наблюдение, дискуссия, систематизация и анализ полученных данных и т.д.)».

Из 70 преподавателей РМК Г.Лермонтова 28 написали отзывы о диссертации Донца В.А. Тружникова И.В., давая высокую оценку этому исследованию, отметила практическое значение диссертации для использования ее основных положений в работе по воспитанию ценностей образования не только у преподавателей колледжа, но и у студентов. И.В. Тружникова пишет: «Мне особенно понравились страницы диссертации, на которых отмечается, что накопленные ранее успехи и неудачи личности накладывают отпечаток на сегодняшнее отношение воспитанников учреждений начального профессионального образования к обучению. Имея опыт работы в ПТУ, хочу напомнить цифры, с которыми мы знакомились в нашей экспериментальной работе, которую проводит В.В.Трунаева. Самые трудные дети сегодня идут в профтехучилище. Если в России государственных вузов около 600, то ПТУ - около 4000. Всем известно, что в них находятся дети из наиболее трудных семей. Нередко в ПТУ общеобразовательные школы отправляют после девятого класса тех учащихся, которые не могут учиться дальше.

Благодаря таким исследователям, как Донец В.А., у студентов многопрофильного колледжа в лучшую сторону меняется отношение к учению, а это влияет на развитие структуры личности учащегося, на все его поведение. Правильно, что Донец В.А. пишет «отношение к учению в профессиональном учреждении неизбежно включает в себя понимание своей роли (обязанностей, прав, долга и т.п.)». Я согласна с тем, что каждая роль каждым студентом в отдельности индивидуализируется по-особому».

На результаты экспериментальной работы положительное влияние оказали личные контакты преподавателей с учеными Москвы, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Республики Северная Осетия (Алания), Ростовской области и др.

Большое влияние на повышение профессиональной и личностной культуры преподавателей и студентов оказали Бутенко Н.И., Вишнякова В.Ф. Глазунов А.Т., Горовая В.И., Денисов В.В, Докукин А.П., Лобейко Ю.А., Селюкова Л.Я., Шабалдас А.Е., Шаповалова И.А., Эйдельнант В.И. и др.

Традиционное проведение научно-практических семинаров на базе РМК г. Лермонтова повысило эффективность экспериментальной работы по воспитанию студентов на основе ценностей культуры и ценностей образования.

При уточнении исходных позиций исследования принималась во внимание дискуссионность решения вопроса о ценностях: ценности образуют идеальный, независимый от человека вечный мир или они корректируются человеком под влиянием динамического развития общества, мира? В первом случае имеется в виду постоянство извечной справедливости признанных ценностей, в то время как во втором случае допускается видоизменение их содержания, формы и функций. Участники эксперимента приняли вторую точку зрения, в связи с чем проявили особый интерес к вопросам своего аксиологического образовании. Так, в систему экспериментально-опытной работы была включена востребованная ситуацией информация об аксиологическом образовании как процессе, подразумевающем «динамику развития ценностной системы личности в зависимости от целеполагания, от имеющихся условий, от перехода ценностных ориентации в новое качественное состояние». В дальнейшем, придерживаясь взглядов Асташовой Н.А. на проблему выбора и формирования ценностей у педагога, в эксперименте аксиологическое образование рассматривалось «как процесс и результат приобщения личности к определенной системе ценностей. Аксиологическое образование как процесс подразумевает динамику развития ценностной системы личности в зависимости от целеполагания, от имеющихся условий, от перехода ценностных ориентации в новое качественное состояние. Аксиологическое образование как результат овладения ценностями является итогом усвоения ценностных ориентации, выражающемся в качественном и количественном накоплении ценностей как мощного регулятора деятельности личности. Аксиологическое образование как результат является актуальной характеристикой личности, в которой отражается не только ее объективная ценность, но и потенциал аксиологического саморазвития».

Признание эволюции ценностных ориентации определило дальнейшую логику уточнения исходных позиций исследования. Так, возникла необходимость усилить внимание преподавателей и студентов к пониманию особенностей современной эволюции и изменений ценностных ориентации культуры и образования. Это с одной стороны. С другой стороны, участников эксперимента как субъектов образования объединила идея создать механизмы конструктивного преодоления возможных кризисов в жизни каждого человека. Понимание сущности психолого-педагогической и культурологической интерпретации динамики ценностных ориентации сознательно формировало у участников эксперимента такие способности, как:

- мотивированная готовность к освоению культурных ценностей через обучение и воспитание в колледже;

- проектирование с последующей реализацией механизмов самоопределения в ситуациях критического выбора тактики поведения, соответствующей стратегическому предпочтению ценностей культуры и ценностей образования;

- умение объяснить причины выбора ценностных смыслов поступка и деятельности;

- умение соотнести реально полученный результат поступка и деятельности с тем результатом, который прогнозировался (проектировался) в целях закрепления позитивного социального опыта или необходимости его коррекции при несоответствии полученных результатов запланированным.

Целенаправленная работа по формированию таких способностей осуществлялась в русле развития идеи Крыловой Н.Б. о том, что существенным элементом динамики ценностных ориентации является «противоречие между различными противоположными смыслами и значениями, когда у личности возникает противопоставление ценностей друг другу или их рассогласование в структурах старого и нового опыта деятельности. Противоречие переживается и осознается личностью как трудность выбора и принятия решения, а иногда и как безвыходная, тупиковая жизненная ситуация. Оно разрешается в процессах рефлексии, переживания неудовлетворенности собой, переосмысления основания деятельности, нахождения средств реализации новой деятельности. Так ценностные ориентации становятся выражением изменчивости, динамизма и открытости самой личности».

В ключе поставленной цели и решения исследовательских задач, соответствующих рабочей гипотезе, в культурную парадигму экспериментальной работы по воспитанию студентов колледжа на основе ценностей культуры и ценностей образования преподаватели проявили высокий интерес к осмыслению и реализации в своей деятельности идей гуманистической педагогики. Так, при корректировке педагогического эксперимента использовалась работа по расширению запаса профессиональной лексики и педагогической терминологии. В буквальном смысле преподаватели учились говорить профессиональным языком педагогической науки об актуальных проблемах воспитания студентов многопрофильного колледжа. На практикумах педагогам предлагалось составить описание культурной парадигмы актуально значимого воспитания, предусматривающего опору на ценности современного образования, а именно: альтруизм, эмпатия, другодоминантность, терпимость, самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка. Понимание того, что система ценностей всегда открыта, в предложенном перечне были указаны ценности, признанные наукой основными, базовыми. Заметим, что эти ценности по типологическим характеристикам в экспериментальной работе были разделены на две условные подгруппы. В первую подгруппу отнесены ценности, в основе которых лежат значимые нормы отношений к другому человеку. Данные нормы насыщены нравственно-психологическим содержанием, а потому эта подгруппа ценностей названа «ценности-добродетели»: альтруизм, другодоминантность, эмпатия др. Вторая подгруппа ценностей в своей основе опирается на поведенческие и деятельностные нормы, социальные ценности, которыми обеспечивается комфортность существования человека в сообществе других людей. К ценностям «жизнедеятельности» отнесены самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка и др.

Обратимся к комментарию содержательных характеристик базовых ценностей образования, актуальных для эксперимента.

Ценности-добродетели составляют содержание нравственных качеств личности, признавшей ориентацию на применение в жизни того, что он считает добром и благом. При работе над этим родовым понятием проводился этимологический анализ двух слов: добродетель и добродеятель. Важность такой работы в рамках эксперимента очевидна. Заметим, студенты, как и преподаватели, говорили о том, что добродетельный человек поступает морально в любой жизненной ситуации без расчета на получение выгоды. И студентам, и преподавателям предлагались задания, в которых необходимо было объяснить смысл высказывания И.Канта: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Противопоставление понятий добродетель и порок расширяло возможности подготовки к анализу и самоанализу поступка, поведения и характера.

Другодоминантность - ценность, которой руководствуется человек, ориентированный не только на сотрудничество, но и на понимание и принятие свобод другой личности. Ценность другодоминантности лежит в основе педагогической поддержки и составляет целостность необходимых характеристик педагога, подкрепляясь эмпатией и терпимостью. Продуктивность педагогического общения во многом определяется ориентированностью на эти ценности.

Под терпимостью (толерантностью) сегодня понимается способность человека снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия. Перед преподавателями ставилась задача описать личностные качества педагога, который, по их мнению, идеально соответствует модели толерантной личности. При выполнении этих и других заданий, связанных с формированием толерантного сознания, участники эксперимента обращались к материалам II межрегиональной научно-практической конференции «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования» (Ставрополь, апрель, 2002 год), в которой многие из них принимали участие. Как трудное, но необходимое для повышения профессионализма воспитательной работы в колледже преподаватели оценили задание по изучению Резолюции этой конференции, по определению механизмов ее реализации в деятельности всего колледжа в целом и каждого преподавателя в частности. Приведем некоторые фрагменты этой Резолюции, наиболее значимые для нашего исследования:

- Участники конференции считают, что в современных условиях обострения межнациональных конфликтов культура мира и толерантность становятся «глобальной школой» совместного существования людей, важнейшей предпосылкой создания гуманного общества, свободного от конфликтов и войн. Эта проблема особо актуальна для Северного Кавказа как поликультурного, полинационального региона, где активно формируются институты гражданского общества. Проблема формирования культуры мира актуализируется еще и тем, что одним из приоритетов развития регионов становится сфера экологии в самом широком смысле этого слова. Идеи культуры мира и толерантности должны быть положены в основу целостного мировоззрения людей, при этом необходимо использовать богатый опыт формирования экологической культуры.

Важнейшим условием решения проблемы является то, чтобы эти идеи пронизывали всю систему непрерывного образования, все информационные потоки, включая прессу и электронные СМИ, которые становятся главным полем сражения культа войны и идей культуры мира и ненасилия.

Поскольку формирование культуры мира и толерантности является длительным процессом изменения в образе мышления, поведения, образования, под которым нами понимается обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, необходим охват ценностными установками на культуру, мир, свободу, справедливость, разрешение любых споров мирным путем, в духе уважения человеческого достоинства, терпимости и недискриминации на всех образовательных ступенях.

- Задача формирования культуры мира и толерантности требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития. Эта проблема касается людей всех возрастов и групп. Это открытая глобальная стратегия, имеющая конкретную цель - сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще и чтобы она глубоко укоренилась в сердцах и умах людей. Участники конференции считают, что приобщение к культуре мира решается прежде всего через изменения содержания образования: включение в госстандарты освещение культурно-исторических традиций разных народов, раскрытия важности проблем многообразия в природе и культуре, партнерства цивилизаций, усиления правовых аспектов, информированности общественных движений за мир и ненасилие, сохранности окружающей среды, раскрытия духовных ценностей различных цивилизаций, народов, этносов, наций...

- Важнейшим условием становления и развития идеи культуры мира и толерантности является подготовка кадров в средних специальных и высших учебных заведениях. Становится важным внедрение в культурный контекст идей, ценностей, взглядов, форм поведения, характера обучения, которые не противоречат Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО и Конвенции ООН о правах ребенка, вошедших в нашу жизнь как основа взаимодействия людей разных поколений и мировоззрений, различной культуры и вероисповедания. Участники конференции рекомендуют:

-использовать потенциал СМИ (в т.ч. районные газеты и местное радио и телевидение), составляющих важную часть жизненного мира молодежи и всего населения региона, для акцентирования жизнеутверждающего потенциала ценности мира и демократии в противоположность разрушительной силе войны и насилия;

-интегрировать идеи экологической культуры и культуры мира, используя традиции экологического образования и воспитания;

-организовать специализированные потоки повышения квалификации учителей школ и преподавателей ВУЗов по проблемам культуры мира и толерантности;

-оказывать поддержку учебным заведениям, расположенным в районах особой напряженности, например, со смешанным этнокультурным составом населения;

-в рамках реализации Декларации о культуре мира и толерантности рекомендовать органам местного самоуправления, отделам образования районов, педагогическим коллективам, общественным организациям проводить мероприятия (семинары, конференции) по созданию климата миролюбия в коллективах, преодолению конфликтов между представителями этнических диаспор и коренным населением региона;

-заинтересованным структурам разработать цикл семинаров по проблемам культуры мира и толерантности с участием работников науки, культуры и образования;

-распространять идеи культуры мира через библиотеки, музеи, фильмотеки, выставки;

-поддерживать и поощрять народных мастеров, художников, искусствоведов в их усилиях по внесению вклада в развитие культуры мира, а также содействовать сохранению и использованию в воспитании культурного и природного наследия.

Высокая активность преподавателей по практическому исполнению Резолюции подтверждается такими фактами, как: 86% преподавателей выразили желание и готовность использовать данную Резолюцию в своей работе. 52% педагогов внесли конкретные предложения в обсуждаемый проект Резолюции. 76% преподавателей организовали работу по ознакомлению студентов с опубликованными материалами этой конференции (статьи Круглова Ю.Г. «Современные проблемы открытого образования», Меняшева А.Е. «Дегуманизация сознания», Бабина И.А. «Миростроительство в контексте культуры мира», Алексеева СВ. «Проблема нового человека в культуре прошлого и будущего», Трунаевой В.В. «Современная языковая ситуация в аспекте культуры русской речи»).

Аргументом в пользу признания высокой эффективности творческой работы коллектива преподавателей и студентов по теме «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования» в рамках педагогического эксперимента является то, что под руководством преподавателей в 40 студенческих группах прошли круглые столы и конференции по проблемам культуры мира и формирования толерантности сознания личности в многопрофильном колледже.

Сущностные характеристики толерантности сопряжены со спецификой эмпатии как сопереживания, сочувствия, эмоционального отклика, отзывчивости в межличностных отношениях. Об усвоении этого качества свидетельствует наличие умения человеком понять собственные чувства, точку зрения, понять позицию, роль, место Другого. В научной литературе отмечается то, что эмпатия включает внерациональное понимание человеком внутреннего мира Другого, вчувственное, интуитивное проникновение его переживаний. Эмоциональная отзывчивость и идентификация с Другим - наиболее яркие характеристики эмпатии, необходимого профессионального качества педагога.

Практически значимый вывод для организации эксперимента исходил из понимания того, что конструктивное взаимодействие личностей является механизмом, на котором базируются ценности толерантности и эмпатии. Конструктивные взаимодействия личностей возможны при наличии у них готовности принять изначальные ориентации Другого. Но для принятия Другого необходимо прежде всего, понимая самого себя, иметь такое уникальное качество, как самопринятие. Самопринятие определяется в научных трудах как ощущение ценности собственной личности, как чувство собственного достоинства, силы своего «Я». На фоне такого знания важно провести параллель с известным утверждением национальной специфики русской культуры - признание базовыми в воспитательной работе понятий о чести, совести и достоинстве человека (можно обратить внимание на художественную интерпретацию этого положения: «душу - Богу, сердце - даме, жизнь - Отечеству, а честь - никому»).

Как результат позитивного влияния экспериментальной работы на профессиональные качества ее участников преподаватели колледжей рассматривали овладение ими основами педагогического исследования, о чем заявили 78% испытуемых. В этом мы видим результат влияния включенных в программу эксперимента таких направлений работы, как: изучение способностей, интересов и наклонностей воспитанников, диагностику их предпочтений в выборе ценностных ориентиров культуры и образования; повышение профессиональной компетентности в вопросах изучения психической сферы человека (содержание работы, ее формы и методы, наблюдение и анализ динамики психических изменений личности и способы их фиксирования).

Еще К.Д. Ушинский выразил мнение в поддержку признания возможной динамики ценностных ориентации под влиянием времени. Нам импонирует высказывание педагога: «Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы, сам добровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, а оставит ей во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии довоспитывать воспитанников его несовременной школы».

«Безобразия довоспитывать» и более того, перевоспитывать студентов, по мнению 96% преподавателей колледжей составляет самую значительную трудность в организации воспитательного процесса колледжа. С этим нельзя не согласиться, придерживаясь известной истины: легче предупредить ошибки в любой деятельности, чем их потом исправлять.

В экспериментальной работе проводился диспут «Еще раз про любовь». Тон дискуссии был задан обменом мнениями по содержанию следующего текста: «Любовь как аксиологическую категорию гуманистической педагогики рассматривал К.Д. Ушинский в качестве основы ценностных ориентации педагога и учащегося на добро, веру, терпение, дружбу, справедливость. Говоря о любви, Ушинский К.Д. считал самым значимым результатом воспитания формирование у учеников любви к Родине, своему народу и его историческому прошлому, к родному языку, народному творчеству, отечественной истории и географии».

В историю педагогики вошло известное высказывание Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и узнай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их». Здесь мы сталкиваемся с особенностью переосмысления феномена любовь относительно воспитания и обучения. В педагогической среде любовь должна проявляться двунаправленно: любовь к делу и любовь к воспитанникам.

Философско-педагогическая интерпретация любви представлена в трудах В.В. Розанова, заявившего о том, что именно с любви, с привязанности начинается культура, образующая в духовном существе человека стимулы его саморазвития. Любовью в соединении с почитанием должно характеризоваться ценностное отношение человека к земле и родине. При этом образовательное учреждение должно действовать «в помощь жизни, а не против жизни», одухотворяя, освещая жизнь личности, возвышая его к идеалу. Логично то, что, обобщая выводы об изучении ценностных ориентации учителя, В.В. Розанов заключает: вечными и незыблемыми для воспитания являются такие ценности, как красота, личность, родина, земля, любовь».

Этический смысл профессиональной деятельности преподавателя определяется уровнем владения педагогическим тактом, уникальным феноменом интуитивно-осознанной красоты в отношениях с людьми. Через анкетирование преподавателей и студентов выяснилось несоответствие их мнений по определению наличия этого ценностно значимого качества у преподавателей. Так, 82% преподавателей заявили о том, что они владеют педагогическим тактом, но по мнению студентов, педагогическим тактом в коллективе владеют только 36% преподавателей колледжа. В процессе опытно-экспериментальной работы проблеме повышения уровня владения педагогическим тактом преподавателей уделялось должное внимание, чем объясняется изменение оценки студентами качества деятельности педагогического коллектива. На контрольном этапе эксперимента студенты отметили: педагогическим тактом владеют 88% преподавателей.

Педагогический такт предполагает гармонию лучших интеллектуальных и нравственных качеств учителя, противоположных таким его слабостям, как эмоциональная неустойчивость и интеллектуальная косность. Уточним, эмоциональная неустойчивость и интеллектуальная косность в экспериментальной работе рассматривались как антиценности, мешающие плодотворной педагогической деятельности. Участникам эксперимента предлагалось составить «перечень» антиценностей. В этом «перечне» были названы выделенные еще К.Д. Ушинским «жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести». Логично то, что перечень антиценностей оказался значительно объемнее, чем составленный преподавателями перечень ценностей. Объясняется это тем, что в реальной жизни добру, истине и прекрасному, трудолюбию и почитанию сегодня противостоят многочисленные силы их разрушения. Объективность такой ситуации не вызывает сомнения в актуальности, научной востребованности и практической значимости исследований проблем воспитания на основе ценностей культуры и ценностей образования.

Профессиональная воспитанность преподавателя представляет собой целостный комплекс характеристик в структуре личности, основу которого образует нравственно-эстетическое отношение к действительности, состоящее из трех тесно связанных между собой компонентов: когнитивного, эмоционального и деятельностно-практического. Различные их сочетания с учетом степени («уровня») выраженности каждого из них и «вектора» их активности (направленности «на себя» - «на других»), позволяют выстроить возможную типологию профессиональной воспитанности преподавателя. При опрелелении качественных показателей воспитанности преподавателя анализировались:

- в когнитивной сфере - широта и устойчивость эстетических интересов, ориентация личности на подлинные нравственно-эстетические ценности, степень сформированности ее нравственно-эстетической позиции;

- в эмоциональной сфере - способность к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых нравственно-эстетических предметов и явлений действительности;

- в деятельно-практической сфере - активное, осознанное участие в творческой и профессиональной деятельности, эстетизации сферы общения, отношений, быта, собственного облика.

В соответствии с программой экспериментальной работы преподавателей по повышению уровня своей воспитанности, уровня владения педагогическим тактом проводились заседания методического объединения общеобразовательных дисциплин, тренинги профессионально-педагогического общения, лабораторные практикумы.

В тренингах профессионально-педагогического общения преподаватели овладевали элементами педагогической коммуникации. В ходе этих занятий происходила отработка педагогической техники действий педагога во время публичного выступления, выработка умений взаимодействовать при проведении учебной дискуссии, использовать технику оптимального педагогического жестикулирования, способов защиты от манипулирования в ситуации педагогического общения. Заметим, что в психолого-педагогической литературе чаще всего тренинг определяется как комплекс активных методов социально-психологической подготовки, как способ программирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.

Тренинговые занятия, отмечает Моисеев A.M., ориентируются на обязательную реализацию принципов, разработанных в педагогике и психологии:

- Диалогизация взаимодействия, то есть равноправного и полноценного межличностного общения, основанного на взаимном уважении участников.

- Постоянная обратная связь, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.

- Самодиагностика, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем.

- Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер, то есть акцентирование внимания на эмоциональных и интеллектуальных состояниях.

- Добровольное участие.

Эти принципы позволяли реализовать нормативные правила поведения участников тренинга: активность; конфиденциальность; право говорить «нет»; не обманывать; право на поддержку; обязанность слушать - не перебивать; участвовать во всем; право на личное мнение; работать «от» и «до»; говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

В эксперименте соблюдались методические требования к проведению тренинговых занятий, а именно: направленность на приобретение участниками тренинга определенных знаний, практических умений профессиональной деятельности и личностных качеств; объективизация субъективных чувств и эмоций участников относительно друг друга, происходящего в группе, тех профессиональных качеств личности и практических умений, которыми необходимо овладеть в ходе занятия, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности, свободы общения между участниками, психологическая безопасность.

Основу такой работы составляло проектирование тренинга, включающего разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, определение вариантов оценки занятия.

Методы, используемые на учебном тренинге, направлены на саморазвитие у преподавателей профессионально значимых качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу. На занятиях предпочтение отдается групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций, работе на компьютере, работе с книгой.

Оценка занятия - его заключительный этап. Оценке подвергаются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей. Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить: успешность, то есть насколько цели тренинга были достигнуты рациональным путем и какова его значимость для конкретного профессионала; эффективность, то есть какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга; производительность, то есть достижение лучших результатов.

При подготовке занятия учитываются личностные особенности, уровень культуры участников, состав учебной группы, ее возрастные категории, а также принцип гомогенности состава тренинговой группы.

Каждое занятие состоит из двух, относительно самостоятельных блоков. В первом блоке представлен план занятия. В него входят:

- Приветствие, выполняющее роль определенного настроя участников на общение.

- Ряд последовательных упражнений, которые подобраны с учетом реализации целей конкретного занятия.

- Рефлексия занятия, осуществляемая с помощью разнообразных анкет, тестов, экспресс-опросов участников. Она выполняет роль обратной связи.

- Домашнее задание. Его содержанием являются задания, которые могут составлять основу упражнений последующего занятия и закрепления полученных сведений от проведенного занятия.

- По окончании тренинговых занятий участникам предлагалось включиться в групповую дискуссию методического объединения преподавателей общественных дисциплин «Готовы ли мы к позитивному общению со студентами колледжа».

В дискуссии преподаватели отмечали как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на экспериментальную работу по воспитанию ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа. Н.И. Донцова считает, что некоторые преподаватели снижают эффективность воспитания своими личностными качествами, среди которых особенно опасными для студентов являются импульсивность, эмоциональная неустойчивость, предрасположенность к конфликтности, к депрессии, психологическим срывам. Этим преподавателям нужно учиться умению переживать радость, не упускать возможности ощущения счастья.

Кучкова М.В. отстаивала свое мнение о том, что рационально действующий, холодный, расчетливый, циничный человек не может быть преподавателем колледжа. Волков Ю.П. хотел бы видеть в своих коллегах компетентных специалистов, умеющих не только заимствовать, но и объективно оценивать чужие мысли и идеи, выражать достойно свое мнение, уметь корректно принимать позицию других или находить убедительные аргументы для выражения несогласия.

В процессе педагогического эксперимента проводились творческие отчеты. Так, в мае 2004 года к этому мероприятию были подготовлены материалы, отражающие следующие направления воспитательной работы со студентами: гражданско-патриотическое, нравственно-правовое, культурноэстетическое, физкультурно-оздоровительное. В отчетах участников эксперимента четко прослеживалась тенденция обозначить нормативно-правовую базу педагогической деятельности.

Николенко Н.Н. ориентировался на основные положения Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 год, на локальные нормативные акты Министерства образования Ставропольского края. При этом особое внимание уделил тому, что рассматривает воспитание в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»: воспитание связывает с целенаправленной деятельностью, ориентированной на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих ценностей. С учетом рекомендаций руководителя экспериментальной работы старается оказывать педагогическую поддержку студентам в ситуациях их жизненного самоопределения, уделяет внимание нравственному, гражданскому и профессиональному становлению студентов, изучает и реализует в практике технологии, формирующие педагогические условия для самореализации личности студента.

Городецкая Е.Ю. рассказала о своем опыте воспитательной работы по внедрению Программы формирования культуры здоровья, здорового образа жизни студентов.

Складова Г.М. дополнила отчет Городецкой Е.Ю. анализом опыта воспитания студентов в соответствии с краевой программой «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании на 2001 - 2004 годы». Специфику своего опыта этот преподаватель видит в применении на практике новых знаний о содержании, структуре и функциях ценностей культуры и ценностей образования, об исторической значимости этих ценностей для понимания современных социокультурных норм поведения личности.

Топильская Л.А. подробно рассказала об основных принципах, методах и приемах формирования в студенческой группе благоприятных педагогических условий для воспитания у студентов актуальных ценностных ориентации в выборе траектории профессионального образования, в проектировании своей карьерной успешности, в планировании будущей семейной жизни.

Андреева Н.Н. в отчете представила свое понимание требований «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». По мнению преподавателя, в современных условиях важно сосредоточить внимание на следующих направлениях воспитательной работы:

- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в получении профессионального образования;

- развитие студенческого самоуправления, максимальное вовлечение студентов в процесс управления колледжем;

- эффективное использование возможностей дополнительного образования, курсовой подготовки с целью преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда, повышения ответственности студентов за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

- вовлечение студенческой молодежи в работу научно-технических центров, центров информации, рационализаторскую и изобретательскую работу, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, её вторичной занятости;

- развитие досуговой, клубной и спортивной деятельности как особой сфере жизнедеятельности учащийся молодежи;

- развитие и оказание социально-психологической помощи;

- изучение и распространение передового опыта воспитательной работы мастеров производственного обучения и преподавателей.

Скиндер Т.И. отчиталась о воспитательной работе с абитуриентами и представила на обсуждение предложение об усилении внимания к развитию у студентов мотивации выбора профессии, к укреплению ориентиров эмоционально-ценностного отношения к профессиональному труду, к пониманию студентами своих потребностей и интересов для осмысления общечеловеческих ценностей ответственности и чувства долга.

Булгаков А.Т. проанализировал работу информационного отдела студенческого совета, подготовившего сайт колледжа в сети Интернет, высоко оценил профессиональную компетентность преподавателей информатики, сумевших обеспечить продуктивное сотрудничество со студентами через их творческое соучастие в учебно-воспитательном деятельности.

На заключительном этапе творческого отчета участников эксперимента обсуждались перспективы решения следующих задач:

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России в целом и Северного Кавказа в частности;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности;

- разностороннее развитие студентов, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности; воспитание научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- формирование социальной и коммуникативной компетентности студентов средствами всех учебных дисциплин.

На этапе обобщения выводов по результатам формирующего эксперимента преподаватели согласились с предложением о необходимости усилить внимание к воспитанию у преподавателей и студентов готовности к обеспечению личной безопасности, в связи с чем целесообразно включить в активный словарь педагога термин убеждение.

Это актуальное педагогическое понятие трактовалось в двух аспектах: описательном и процессуальном. Описательные характеристики убеждения: «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем конструкции: не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». Процессуальная сторона убеждения связана с такой характеристикой этого феномена: «убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на индивида с целью корректировки его взглядов для усиления влияния на последующее поведение. Убеждение - этичный способ влияния, ибо оно не допускает внедрения в подсознание объекта через грубое насилие».

Метод убеждения используется для:

- долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

- привлечения к сотрудничеству;

- побуждения объекта к нужному поступку.

По технике исполнения убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой настрой (точнее, установку) в отношении к чему-либо или кому-либо.

Существует три градации подобного настроя:

- явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);

- безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);

- отрицание (неприятие).

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, так как человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой.

Следует учитывать, что:

- в поединке разума и установки чаще побеждает установка;

- в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;

- изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта.

Участники эксперимента были проинформированы о том, что в учреждениях профессионального образования Южного Федерального округа Б.И. Мишиным, А.В. Легкобытовым осуществляется опытное обучение учащихся и студентов здоровому образу жизни. Уникальность деятельности этих исследователей обусловлена тем, что ими определяются педагогические условия предупреждения дидактического невроза, развивающегося на почве детских страхов. Страх, испуг, тревога, боязнь, паника относятся к сфере негативных эмоционально-чувственных переживаний. Так как в нашем педагогическом эксперименте не находила отражения работа по предупреждению деструктивного влияния на здоровье человека чувства страха, участники эксперимента посчитали необходимым получить квалифицированную консультацию о дидактических неврозах, основу которых формируют переживаемые в учебной деятельности страхи.

Представим кратко содержание информации о переживании личностью в учебной деятельности чувства страха.

Известны несколько градаций страха: испуг (первая реакция на угрозу), тревога (чувство неопределенности при ожидании неблагоприятного развития событий), боязнь (реагирование на реально видимую опасность), паника (неконтролируемый страх). У каждого субъекта существует предел психической выносливости. В условиях превышения этого предела человек полностью утрачивает способности к дальнейшему сопротивлению эмоции страха, впадает в хаотическое поведение или оцепенеие. Шок, возникающий от страха, обычно длится от 15 до 30 минут. Физиологическими проявлениями страха являются: усиленное сердцебиение, дрожь, слабость, мышечная заторможенность, пересыхание во рту и горле, тошнота, головокружение, нехватка воздуха и т.д. Воздействуя на психику, страх вызывает нарушение восприятия, расстраивает память и мышление и не дает возможности сосредоточиться на выполняемой работе.

Для повышения эффективности педагогических условий, формирующих ценностное отношение к здоровью, в рамках экспериментальной работы была проведена конференция по книге И.В. Боева «Жертвы терроризма» с участием автора.

Преподаватели, участники эксперимента, корректировали и создавали новые формы работы со студентами первого курса - в целях их адаптации к педагогическим условиям воспитания ценностей культуры и образования. Так, в День знаний директор выступает со специальным обращением к первокурсникам принять и сохранять традиции колледжа в самовоспитании бережного отношения к ценностям образования и культуры. При подготовке текста выступления директора использовались образцы публичных докладов Н.Д. Никандрова, Ю.С. Давыдова, В.А. Шаповалова и др. Приведем фрагмент опорного текста-образца выступления А.С. Запесоцкого: «Молодежь играет все большую роль в экономической, политической и культурной жизни, вырабатывая собственную культуру конкуренции, формируя новые стили жизни, стандарты мышления, осваивая психологию готовности жить и трудиться в новых условиях. Вы не представляете, насколько отличаетесь от молодых людей, которые были в вашем возрасте всего 15 лет назад. Вы не только носите другую одежду, слушаете другую музыку, читаете другие книги - вы и мыслите иначе, и чувствуете себя свободнее, чем они. Вы - новая генерация людей, и задача вуза - вооружить вас знаниями и умениями, а главное воспитать так, чтобы и вам и обществу, в котором вы будете жить и работать, было хорошо.».

Преподавателям и студентам предлагался опросный лист, в котором необходимо было выразить свое отношение к конкретным ценностям культуры и ценностям образования в следующем порядке

5 баллов - знаю сущностные характеристики этой ценности, владею технологиями ее воспитания и самовоспитания;

3 балла - знаю сущностные характеристики этой ценности, но не владею технологиями ее воспитания и самовоспитания;

0 баллов - не знаю сущностных характеристик этой ценности и не владею технологиями ее воспитания и самовоспитания

Динамика предпочтений ценностных ориентации преподавателей (в сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента).

Об эффективности экспериментальной работы по проектированию и реализации педагогических условий воспитания ценностных ориентации у преподавателей колледжа свидетельствуют динамические изменения профессиональной компетентности педагогов. У преподавателей значительно повысился уровень признания ценностных ориентации: толерантность, коммуникабельность, интеллектуальная гибкость, креативность, здоровый образ жизни, оптимизм, здоровье, владение современными технологиями воспитания, интеллигентность, убеждение, социальная активность, преданность в дружбе, педагогический такт.

Зафиксированные результаты свидетельствуют об улучшении самочувствия преподавателей в развивающейся социокультурной среде колледжа.

Сближение позиций преподавателей и студентов в процессе педагогического эксперимента свидетельствует о значительном повышении качества управления воспитанием как педагогическим процессом. Это сближение, как и прогнозировалось, не оказало негативного влияния на закономерности восприятия образовательно-воспитательного процесса «глазами студента» и «глазами преподавателя».

Проектирование педагогических условий воспитания ценностных ориентации у студентов и преподавателей современного многопрофильного колледжа предполагало прогнозирование возможных изменений ценностных ориентации молодежи - в перспективе. В этой связи студентам предлагалось составить прогноз актуальных ценностей молодежи в 2050 г., а также отметить факторы современной жизни, наиболее опасные для будущего молодежи России.

Итак, обобщение статистических данных по результатам контрольного эксперимента свидетельствует об эффективном влиянии разработанных педагогических условий воспитания ценностных ориентации у студентов и преподавателей многопрофильного колледжа на самочувствие преподавателей и студентов, на их личностное развитие. Справедливость гипотетического предположения о возможности интеграции воспитания в культуру в условиях эффективного управления воспитанием как педагогическим процессом подтвердилась: педагогический коллектив многопрофильного колледжа наилучшим образом овладел профессиональными компетенциями организации, управления и осуществления воспитательного процесса - культуросообразного и культуроемкого, соответствующего философии развития учреждения и его социокультурной миссии. Результаты контрольного среза (апрель, 2004 г.) соответствуют содержанию положений, вынесенных на защиту. Ценности образования и ценности культуры в эксперименте выполняли функцию эталонов, с помощью которых воспитание приобрело необходимые качества педагогического процесса: конкретное целеполагание, позитивная мотивированность и осмысленность укрепления способностей рефлексии, восприимчивости к нравственным ценностям, исторически выверенным и актуальным в обновленной России.

Участники эксперимента приняли созидательную философию ориентации на ценности культуры во всех сферах своей жизнедеятельности, что соответствует возможностям объективного прогнозирования в ожидании результата, конструктивно значимого для личности и ее социокультурной жизненной среды.

 

АВТОР: Трунаева В.В.