25.02.2012 12206

Готовность учащихся и преподавателей к использованию современных информационных и педагогических технологий

 

Рассматривая вопросы эффективности и оптимизации процесса обучения учащихся с помощью инфокоммуникационных технологий, многие авторы (И.В. Роберт, П.И. Пидкасистый, Б.С. Гершунский О.К.Тихомиров, С. Пайперт и др.) уделяют особое внимание анализу психолого-педагогических аспектов рационального использования компьютера в учебной деятельности и анализируют опыт практического применения инфокоммуникационных технологий.

Образовательная среда формируется на основе принципов психологии, педагогики.

Психологическим сопровождением образовательного процесса занимается психологическая служба, деятельность которой направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия. В процессе психологического сопровождения выделяются три взаимосвязанных компонента:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе обучения.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Коррекционно-развивающая работа является основным направлением работы психолога с учащимися. Диагностика служит основой для ее правильной организации. Индивидуальный вид работы с учащимися - это консультирование.

Важным этапом сопровождения является оказание действенной помощи учащимся в выборе профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

В основу организации образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику. Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика, с присущими только ему личностными особенностями.

Знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения. Необходимо сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой она будет оптимально развиваться.

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает следующие организационно-педагогические условия: постоянный мониторинг и прогнозирование изменений в содержании образования; создание благоприятной среды для самоопределения, саморазвития личности; создание ситуации успеха, творческой атмосферы и свободы самовыражения в учебной предметной области; развитие форм психолого-педагогического сопровождения, социальной поддержки учащихся при адаптации их в образовательно-воспитательной среде; организация научно-исследовательской деятельности учащихся как основы их мотивации к дальнейшему образованию и др.

По утверждению современных психологов (Э.Ф. Зеер, Р.С. Немов, Г.А. Цукерман), потребность в реализации своих «сущностных сил» актуальна для подросткового возраста. В этой связи весьма важной для подростков становится помощь в определении направления и способов своего развития.

Таким образом, помощь должна быть квалифицированной, грамотной. Каждое новое поколение должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений. «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим». Именно учитель аккумулирует в себе опыт поколений и передает его своим учащимся. Следует отметить, что функции учителя многообразны. Среди них можно выделить следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Все функции педагога взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным функциям необходимо добавить - методическую, самообразовательную, исследовательскую. В своей информационной деятельности учитель реализует передачу обобщенного опыта старшего поколения молодым людям, он выступает как человек, формирующий убеждения молодежи.

Успех деятельности учителя зависит от умения устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости - прощать. Вся деятельность педагога носит коммуникативный характер. Необходимо подчеркнуть, что для организации личностного роста обучаемых и педагогов нужно сформировать личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие.

«Личностно-ориентированное взаимодействие - это педагогическое общение субъектов образования (педагогов, обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придает обучению характер сотрудничества, обеспечивает достижение целей и задач образования, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал».

Следовательно, процесс педагогического влияния взрослых на обеспечение формирования у школьников готовности к действию - процесс фасилитации. В.Н. Смирнов подчеркивает: «Фасилитационный подход содействует развитию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно, и самореализации учащихся».

В начале 60-х годов XX века на смену бихевиористскому направлению в психологии пришло когнитивное направление, предполагающее экспериментальное изучение строения и динамики психических процессов.

На ее развитие большое влияние оказала теория информации, а основным ее методом стал информационный подход. Ученые - когнитивисты предложили модель переработки информации, согласно которой восприятие, воображение, внимание, память, распознавание образов и формирование понятий выделены как факторы, серьезно влияющие на познавательный процесс.

В мультимедийных обучающих средах можно управлять на научной психологической основе представлением учебной обработки информации на экране, воздействуя на внутренние процессы обработки информации человеческим мозгом: степень восприятия текста обучаемым зависит от уровня его знаний. Согласно исследованиям, контекстуальная информация также влияет на понимание и кодирование текстового материала. Это отмечено в работах Дональда Бродбента, Тульвига, Клода Шеннона и Уоррена Винера.

«Модель с фильтрацией» теории внимания, предложенная Дональдом Бродбентом, в качестве основной идеи выдвигает предположение о том, что обработка информации человеком ограничена пропускной способностью канала. Схема информационного потока данной модели предполагает, «что на вход могут прийти несколько сенсорных сигналов одновременно», но обработан может быть только тот, на который переключится внимание.

Альтернативная модель предложена Норманом, который предположил, что все сигналы перед попаданием в делитель проходят этап предварительной обработки.

В процессе обработки информации важное место занимает память, относительно строения и функционирования которой существуют разные теории: концепция двойственного строения памяти Вильяма Джейсона, а также вытекающие из нее модели памяти, предложенные Во и Норманом, а затем Аткинсоном и Шифриным, и теория, базирующаяся на уровнях обработки.

Когнитивная психология предложила ряд моделей семантической памяти (групповая модель, сетевая модель), на основе которых были разработаны различные мнемонические системы, служащие для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти. Их использование в образовательной информации может помочь обучаемому правильно и эффективно организовать материал.

Рассматривая проблему представления и обработки информации в памяти в контексте мультимедийных технологий, когнитивные психологи обратились к теме мысленных образов, выделив три основных направления: радикальную гипотезу образов, концептуально-пропозициональную и гипотезу двойного кодирования. Согласно последней, память имеет два способа представления информации: вербальный и невербальный образный процессы. Использование этой теории в мультимедийных интерактивных обучающих средах ориентирует на представление информации в разных кодах на экране компьютера, как в графических образах, так и в вербальном коде, реализует свойства адаптивности.

Поэтому применение компьютера в учебной деятельности изменяет психологию учащегося, влияет на технологию поиска решений определенных задач.

По мнению С. Пайперта, компьютер позволяет персонифицировать формальное мышление. С этой точки зрения инфокоммуникационные технологии являются не просто средством обучения. Компьютер уникален по своим возможностям, поскольку с его помощью происходит конкретизация знаний, которые усваиваются через овладение формальными операциями. Такое конкретизированное знание включает все элементы, необходимые для того, чтобы овладеть средствами формального мышления.

Интеграция в учебный процесс инфокоммуникационных технологий способствует развитию креативного фактора мыслительных способностей обучающегося, во-первых, реорганизация процесса познания, в ходе которого обучаемый становится созидателем, во-вторых, тому, что учебный материал становится средством достижения созидательной цели. В.А. Поздняков в своей работе отмечает, что использование компьютера в процессе обучения формирует у учащихся как алгоритмическое, так и образное мышление, причем значение этой составляющей мыслительных способностей очень велико, потому что умственная деятельность человека ни в коем случае не должна копировать «систему мышления» компьютера.

Системообразующим фактором готовности к действию является личностно-ориентированное взаимодействие, в результате которого возникают психологические новообразования личностного и межличностного характера.

Готовность к действию - это готовность проявлять самостоятельность, творческую активность, инициативность, взаимопомощь и ответственность.

Формирование самостоятельности требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний, вырабатывать у них способность и потребность действовать независимо.

Это состояние всех психофизических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Структура психологической готовности к действию - это сложное многоуровневое образование. Существуют два подхода к сущности психологической готовности: функциональный и личностный.

Функциональный подход - предполагает готовность к действию как определенное состояние психики, которое, будучи сформированным, обеспечивает высокий уровень достижений.

Личностный подход - предполагает, что под психологической готовностью к действию понимается результат подготовки к определенной деятельности. Отсюда следует, что психологическая готовность к действию рассматривается как интегральное личностное образование, включающее в себя такие компоненты, как мотивационный (это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации), когнитивный (деятельностный подход), эмоционально-волевой (они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, распознавания образов) и совокупность умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности.

Отсюда вытекает новая психологическая проблема - формирование психологической готовности учащихся к овладению новыми информационными технологиями. Эта проблема носит интегративный характер и включает формирование готовности на различных уровнях:

информационная готовность (накопление знаний, личного опыта);

интеллектуальная (развитие познавательных способностей, креативности как свойства личности);

мотивационная (формирование мотивации достижения, мотивации познания, мотивации саморазвития).

Условия готовности к овладению новыми информационными технологиями мы понимаем как совокупность психолого-педагогических условий, которые формируют способность учащегося оптимально использовать накопленный личностный и познавательный потенциал, осуществлять рефлексию процесса приобретения знаний, развивать собственные личностные качества, воспринимая себя как субъекта образовательного процесса.

Психолого-педагогические аспекты формирования готовности учащихся к использованию в учебной деятельности современных информационных технологий в учреждениях начального профессионального обучения разноплановы и многообразны; остановимся на тех, которые имеют наибольшее значение:

Учет психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания, и возрастных особенностей обучающихся. Восприятие и осмысление невозможно, если внимание не направлено на прием и понимание информации. Внимание разделяется на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает без усилий со стороны человека и не вызывает утомления. Основа непроизвольного внимания - интерес к чему-то новому яркому, необычному. Исследованиями установлено, что процесс восприятия информации облегчается, если при изучении какой-то новой информации обучаемый сам совершает определенные практические действия в контексте изучаемого материала. Новый вид деятельности всегда вызывает переключение внимания. К тому же при этом появляется интерес, который снимает усталость. Произвольное внимание автоматически становится непроизвольным. При построении диалога можно использовать различные методы, приводящие к самостоятельному открытию знаний: игру, поиск новой информации по указанным критериям. Специфика эффективного обучения такова, что для успешной реализации этого аспекта необходим достаточно хороший уровень развития познавательной сферы: формирование новых качеств восприятия, мышления, внимания, памяти; сформированные мыслительные операции обобщения, классификации; высокий уровень развития учебной деятельности, характеризуется сформированностью всех сторон этой деятельности: мотивационной, операционной, контрольно-оценочной. Психические процессы: восприятие, память, внимание, познавательная самостоятельность - и другие способности находятся на достаточно высоком уровне. Несмотря на это, у учащихся первого года обучения возникают проблемы, связанные с недостаточной сформированностью мыслительных процессов. К этому времени у них сложился определенный стиль мышления, который не всегда эффективен и может существенно усложнить и замедлить процесс познания.

Исследования психологов о двойном кодировании и идеи конструктивизма Жана Пиаже обратили внимание педагогов на мультимедийные технологии и их влияние на развитие мышления учащихся, на формирование таких их качеств, как гибкость, активность, целенаправленность, широта, глубина, критичность и самокритичность, оригинальность мышления, доказательность мышления, ясность, точность, лаконичность речи и записи, готовность памяти. Мультимедийные технологии соединяют в себе одновременно возможность получения образа объекта, в различных информационных представлениях: графика, звук, видео и реализация динамики движения, преобразования объектов в виде анимации.

Курс новых информационных технологий изучается учащимися начального профессионального учреждения в период, который относят к старшему школьному возрасту. К этому времени завершается подготовка человека к самостоятельной жизни. Появляется потребность в самоутверждении, профессиональном самоопределении. В этот период растет самосознание личности, усиливается самооценка. Учащиеся в старшем школьном возрасте полнее осознают себя как личность, в этом возрасте формируются идеалы.

«Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем, с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений».

На основании психологических исследований доказано, что формирование личности и индивидуальное развитие происходит в результате взаимодействия с окружающей средой.

Мотивационный аспект - это совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к достижению жизненно необходимых значимых целей. Он связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания учащегося, его психологической готовности к деятельности в образовательной информационной среде.

Использование инфокоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет усилить мотивацию учения за счет формирования позитивной учебной установки. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность использовать интеллектуальный потенциал учащихся, проявить оригинальность, задавать любые вопросы и предлагать любые решения интересных задач, без риска получить низкий балл. Все это создает психологически безопасное пространство для творческого поиска, формирует такие качества мышления, как креативность, гибкость и т.д., что, в свою очередь, способствует созданию положительного отношения к учебе.

Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача заключается в том, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслоняла учебные цели.

Эффективное применение инфокоммуникационных технологий в учебном процессе возможно, если будут выполнены следующие дидактические условия: обеспечена возможность каждому учащемуся работать на ЭВМ и пользоваться различными периферийными устройствами; разработано программное обеспечение для компьютера, способствующее формированию профессиональных умений, в соответствии с выявленными дидактическими возможностями; реализована методика применения ЭВМ в процессе формирования профессиональных умений, обеспечивающая включение учащегося в «опережающую» профессиональную деятельность, разработанную на основе дидактических принципов: научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, сознательности обучения, реализации дифференцированного подхода и преемственности в обучении, единства обучения, воспитания и развития, а также сотрудничества - сотворчества в процессе формирования профессиональных умений; обеспечена готовность учителя к реализации разработанной методики применения компьютера в процессе формирования профессиональных умений.

Использование инфокоммуникационных технологий побуждает учащихся к освоению новых форм работы по применению полученных знаний в проектной деятельности. Включение в учебный процесс средств новых информационных технологий позволяет актуализировать системообразующую функцию мотивов, а именно: структурирует содержание восприятия, памяти, мышления, т.е. все познавательные процессы учащихся.

Учет индивидуальных особенностей и активизация учебного процесса. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. В данном случае можно говорить о реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода в образовании. Это подтверждается еще и тем, что в условиях действительности, когда в каждой группе имеются учащиеся, как с высоким, так и с достаточно низким уровнем обученности, фронтальная форма работы и ориентация на среднего учащегося в таких условиях себя не оправдывает. Зачастую это приводит к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных, а наиболее слабые даже при желании не могут активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная форма работы учащегося за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый учащийся работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Расширение возможностей предъявления учебной информации. Использование возможностей СНИТ позволяет не только воссоздать реальную обстановку деятельности (например, компьютерная модель может показать такие процессы, которые в реальности не могут быть увидены). Предъявляемая учащимся информация и возможности ее изучения постоянно расширяются за счет возрастающих возможностей интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимацию и сенсорику) восприятие информации, телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие учащегося.

Изменение форм и методов учебной деятельности в информационном образовательном пространстве. На этапе вхождения в систему компьютерного образования учащийся осваивает новый способ получения информации - с экрана. Школьники, обучающиеся в информационно-образовательном пространстве, лучше структурируют информацию, могут оперировать с более крупными информационными блоками. При работе с экранными объектами у учеников развивается зрительная память и образное мышление. Недостаток общения ученика с компьютером заключается в том, что нет необходимости четко формулировать понятия, рассуждать, доказывать. Интеграция новых инфокоммуникационных технологий в учебный процесс изменяет формы и методы учебной деятельности в информационном образовательном пространстве. Таким образом, теперь учащийся в своей учебной деятельности может получать информацию из различных источников: печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие программы, электронные книги, электронные журналы, интерактивные базы данных, учебные материалы, получаемые по компьютерным сетям, интеллектуальные обучающие системы. Появились методы инновационного обучения - самообучение. Ю.С. Брановский условно выделил четыре основные группы по типу коммуникации между обучаемыми, и преподавателем: методы самообучения; педагогические методы «один - одному»; преподавание «один - многим»; образование на базе коммуникаций «многие - многим».

Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных и коммуникационных технологий. Новые технологии привели к развитию множества методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.

Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и специального циклов, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования профессиональных навыков и культуры учебной деятельности, информационной культуры, систем искусственного интеллекта (базы данных, базы знаний, экспертные обучающие системы), предназначенных для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, совместимого с компьютером, позволяет, организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметную деятельность со СНИТ. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование учебного процесса, вовлекает в свою сферу, как отдельного индивидуума, так и группу, преподавательский коллектив, учебное заведение в целом, что способствует развитию новой науки - педагогической информатики.

Контроль над деятельностью учащегося. В Центре образования используются различные методы контроля, такие как: метод собеседования, опросные методы (устный опрос, письменный опрос, электронный опрос, контрольный опрос), метод тестирования, аттестация (по разделам тем, зимняя сессия, летняя сессия, репетиционный экзамен, государственный экзамен).

В последнее время интерес отечественной педагогики к тестовым методикам возрос. Во многих высших учебных заведениях сейчас проводят тестирование для абитуриентов. Исходя из этого, возникает необходимость введения тестового метода в школьный учебный процесс. Тесты можно использовать для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, и для организации самоконтроля, а также для оперативного контроля.

Тесты при профессиональном конструировании и применении экономят время педагога для проведения однообразных операций контроля знаний. Но ни в одной современной дидактической системе они не являются единственно верным средством контроля. По мнению Н.Ф. Талызиной, контроль учебных достижений учащихся «должен быть проведен по всем характеристикам знаний и умений, которые предусмотрены целью обучения как в отношении вида психической деятельности - уровня памяти, мышления и т.д., так и в отношении их качеств - обобщенность, сознательность и т.д.».

Использование тестового метода в школе позволяет в течение короткого времени оперативно проверить знания, скорректировать содержание образования, совершенствовать методы преподавания. Тесты используются планомерно в течение нескольких лет школьного обучения, как письменные, так и электронные.

Основанием типологизации тестов, характеризующим их структуру, является критерий « гомогенность - гетерогенность». «Он может быть представлен в виде континиума, на одном конце которого расположены тесты, предельно однородные по типу заданий, целевой направленности, требуемому виду деятельности обследуемого или по структуре (формы и композиции заданий). Для применения этого критерия во всех случаях надо уточнить, в каком аспекте тесты являются однородными (гомогенными), в каких - разнородными (гетерогенными).

Тесты должны быть проверенны на корректность используемой терминологии и соответствие задач учебным программам. В настоящее время в учебном процессе используется компьютерное тестирование, которое позволяет объективно дать оценку знаниям, полученным в учебном процессе. «Качественные компьютерные тесты должны быть составлены с учетом психолого-педагогических концепций. В качестве теоретической основы для конструирования тестов может служить теория уровней усвоения, рассмотренная в работе В.П. Беспалько. В соответствии с этой теорией усвоение знаний обучаемыми достаточно полно характеризуется следующими параметрами: ступень абстракции; уровень усвоения знаний; степень освоения деятельности.

Степень абстракции характеризует способ и язык описания явлений действительности в процессе перехода познания от констатации фактов к предсказанию, а затем и к прогнозу. Выделяют следующие уровни усвоения знаний: понимание, узнавание, репродуктивное, продуктивное и творческое действия. Степень освоения деятельности характеризует способность обучаемого ориентироваться в соответствующей ситуации.

Ю.С. Брановский выделил минимальный набор требований, которые должны учитываться при составлении тестов.

Все задания теста должны находиться на одной ступени абстракции.

Все задания теста должны разрешаться при помощи действий именно того уровня усвоения, который будет проверяться при помощи данного теста.

Желательно, чтобы каждое задание теста разрешалось при помощи только одного действия проверяемого уровня.

Каждое задание должно быть снабжено эталоном выполнения в виде, доступном для компьютера.

Для каждого задания должно быть указано эталонное время его выполнения.

Включение познавательных вопросов-шуток дает возможность обеспечить учащемуся психологическую разгрузку. Результаты теста засчитываются, если число допущенных ошибок не превышает установленной нормы. При работе за компьютером учащийся работает самостоятельно и может обдумывать решение поставленной задачи столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, анализируя время и количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к преподавателю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Валеологический аспект связан с определением условий и требований, которые способствуют сохранению здоровья в процессе деятельности учащихся в образовательной информационной среде. Необходимо охарактеризовать влияние инфокоммуникационных технологий на интеллектуальную деятельность обучающихся. Вместе с тем необходимо учитывать влияние информационных технологий на умственное развитие и психологическое здоровье учащихся. Пути преодоления негативных явлений, связанных с использованием новых информационных технологий в обучении - это: тщательное психологическое обоснование каждого действия в компьютерной обучающей программе; ориентация на повышенную содержательную корректность; использование игровых форм обучения.

Национальный институт охраны труда и профилактики профзаболеваний в 1990 году, проведя исследования, заявил, что люди, работающие с ЭВМ, подвержены развитию стрессовых состояний в большей степени, чем другие профессиональные группы. В. Иванченко выявил, что при работе на компьютере у учащихся вызывают стрессовые состояния следующие факторы: значительное время реакции компьютера на выполнение команд человека; трудность освоения новой программы или перехода на новую версию старой; нестандартные способы визуализации информации; сбои в работе программного обеспечения (зависание компьютера).

Широкое использование инфокоммуникационных технологий в образовании начинает вызывать некоторое беспокойство по поводу их безграничных возможностей. Как влияет виртуальный мир на ранимую детскую, юношескую психику? Будет ли этот мир безопасным для человека? Появится ли возможность использовать виртуальный мир для манипулирования человеческим сознанием? На все эти вопросы пока нет четких ответов. Требуются глубокие исследования и обоснованные рекомендации по технике безопасности виртуального общения. В последнее время серьезно обсуждается новое заболевание, которое называют Интернет-зависимостью. Под ним подразумевается патологическое влечение к пребыванию в сети.

В исследованиях западных психологов сообщается, что большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением, т.е. теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве. В кибер-пространстве можно высказать свое мнение без страха отвержения или осуждения. В Интернете можно компенсировать свои потребности в общении и чувстве незащищенности. Социализация в реальном мире заменяется социализацией в мире виртуальном. Американский детский психолог К. Пейн утверждает, что приобщение к компьютерам в раннем возрасте не увеличивает изобретательность детей и может вызвать перенапряжение глаз, хронический стресс и ожирение.

Компьютерные обучающие программы в основном разрабатываются без психолого-педагогического обоснования. К.М. Шоломий считает: «Созданные таким образом обучающие компьютерные программы, могут наносить серьезный ущерб здоровью учащихся, а именно приводить к нарушению психики». Вычислительная техника воздействует на психику, преобразуя познавательные мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения.

В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и А.Г. Крицкий в своих исследованиях подчеркивают, что «наиболее эффективное использование компьютеров предполагает такое понимание этого процесса, которое опирается на психологическую теорию деятельности». Таким образом, с целью неадекватных последствий компьютеризации обучения любое действие в обучающей программе необходимо психологически обосновать.

А.В. Коржуев указывает, что при разработке учебного процесса на всех уровнях проектирования компьютерной обучающей программы следует указывать не только на то, какие элементы знания будут сформированы, но и какие искажения могут возникнуть. Поэтому ориентированность на повышенную содержательную корректность требует от проектировщиков выполнения следующих положений:

диагностирование возможных источников учебной информации, исходя из критериев содержательной насыщенности и корректности;

проектирование перечня возможных неверных знаний и представлений, способов их профилактики;

разработка конкретных методических средств включения обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность.

Следующим направлением исключения психологических травм и повышения эффективности учебного процесса с использованием инфокоммуникационных технологий является обучение учащихся управлению собственным познавательным процессом. Исходя из этого, необходимо обучить учащихся самих составлять собственные образовательные программы, используя ресурсы учебной среды и поддержку тьютора (учителя).

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что влияние инфокоммуникационных технологий на интеллектуальную деятельность обучающихся многообразно и до конца еще не изучено. Целью комплексной валеологизации образовательной системы, должно стать целостное развитие личности учащихся, достижение ими высокого уровня образованности и культуры при сохранении их здоровья, формирование потребности здорового образа жизни.

Работа за компьютером учащихся первого, второго и третьего года обучения осуществляется в соответствии с требованиями к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики, классов персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) или видео дисплейных терминалов (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования. Рациональный режим занятий с использованием ПЭВМ или ВДТ предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы на видеомониторе и перерывов, а также соблюдения профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся. При сдвоенных уроках непрерывная длительность работы за компьютером не должна превышать на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. Интервал между работой на ПЭВМ или ВДТ на первом и втором уроке не менее 20 минут, включая перемену. Во время перемены учащиеся выходят из кабинета, а кабинет должен быть хорошо проветрен в любую погоду (кондиционер в кабинетах работает постоянно). Во время уроков выполняются физкультпаузы целенаправленного действия. Руководствуясь материалами «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования», разработанными Институтом информатизации образования РАО, при производственном обучении с использованием ПЭВМ или ВДТ 50% времени отводится на теоретические занятия и 50% времени на практические занятия с обязательным проведением профилактических мероприятий. Общее время производственной практики ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами в день; при этом соблюдается проведение профилактических мер. Выполнение физкультпауз целенаправленного действия (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультпауза) улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

В целом ряде психологических и дидактических исследований сегодня показано, что эффективность формирования готовности специалиста к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий во многом зависит от уровня сформированности информационной компоненты его мировоззрения, информационного подхода к анализу окружающей действительности.

Л.А. Мойсеенко отмечает глубокую взаимосвязь функционального состояния готовности к действию и готовности как устойчивой характеристики личности.

Основным психологическим компонентом готовности учащегося к использованию компьютера являются знания, умения, навыки, мотивы его деятельности. Отсюда следует, что психологическая готовность учащегося к использованию компьютера в своей деятельности зависит от овладения операционно-технологическими процедурами работы с компьютером, умения применить полученные знания для решения определенных задач и от компьютерной грамотности, поскольку именно она дает возможность выдвигать гипотезы, ставить перед собой задачи, которые учащийся может решить с помощью компьютера.

Формирование психологической, личностно мотивационной, интеллектуальной, операционной готовности к использованию новых информационных технологий повышает уровень развития наиболее значимых свойств мышления: обобщенности, осознанности, гибкости, устойчивости и самостоятельности - и несет в себе изменение познавательных процессов, мотивационные изменения, перестройку деятельности и общения, изменение межличностных отношений, изменение позиции личности.

В системе образовательного процесса необходимо выделить основные компоненты, конструирующие этот процесс: учащийся с его образовательными потребностями; информационная образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения; учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность учащегося.

Эффективность функционирования образовательного пространства зависит от готовности учителя и учащегося к взаимодействию (личностно- ориентированное взаимодействие) в информационном образовательном пространстве.

Готовность учащегося к условиям обучения в информационном образовательном пространстве зависит от его информационной культуры, творческой активности, ответственности, способности к непрерывному обновлению знаний и умений пользоваться инфокоммуникационными технологиями в учебных целях и психологической составляющей, необходимой для эффективного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Отметим, что мы учитываем свойства информационного образовательного пространства и реальные возможности учащегося при формировании готовности к использованию инфокоммуникационных технологий в учебном процессе. Мы постепенно, поэтапно формируем готовность к учебной деятельности в информационном образовательном пространстве.

Деятельность учащихся в информационном образовательном пространстве определяется в учебной, самореализующей, коммуникативной направлениях.

Так, в учебной деятельности учащийся работает с самим предметом. Результат этой работы - новое знание, овладение новыми способами деятельности, формирование понятийного аппарата.

В самореализующей деятельности учащийся взаимодействует сам с собой. Результатом является определение собственной позиции, формирование образа «Я», признание собственной руководящей роли, определение роли компьютера как инструмента деятельности.

В коммуникативной деятельности учащийся взаимодействует с субъектами образовательного процесса. Это взаимодействие заключается в общении с учителем, учащимися, разработчиками программного и аппаратного обеспечения. Результатом является вхождение в информационное общество.

Решить задачу формирования личности, способной жить и трудиться в условиях информационного общества возможно в процессе совместной интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и педагогов) с использованием современных инфокоммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения.

Готовность учителя к активной координирующей и направляющей деятельности в информационном образовательном пространстве проявляется в его квалификации, требующей специальных знаний психологического общения, собственной психологической готовности к новым формам взаимодействия и деятельности. В.Н. Смирнов указывает, что феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, референтным, признанным.

Педагогическое влияние позволяет учащемуся осознать несовпадение «Я» - реального и «Я» - идеального, без чего невозможно развитие.

В ситуации информатизации образования способность учителя преодолевать трудности в педагогической деятельности с помощью конструктивных стратегий является необходимым условием становления его профессионализма, высокого качества образования и самоактуализации.

Отличительной чертой конструктивной стратегии является ее гибкость, которая позволяет учитывать сложившиеся нормы педагогической деятельности, ценности и традиции педагогического коллектива при инновационном проектировании и внедрении новых технологий. По мнению Ю.С. Брановского: «под инновациями (в отличие от новшеств) начинают понимать особую организацию деятельности и мышления, охватывающую всю сферу образования и подготовки кадров или, во всяком случае, ее существенные сегменты. «... Повышение возможностей свободопользования за счет новых технологий обучения - фундаментальная ценность инновационного движения. При этом любая, даже самая элементарная инновация обладает огромным системным эффектом в плане влияния на другие компоненты учебного процесса, общую структуру учебного содержания и деятельность педагогического коллектива».

Исследование процесса становления профессионализма учителя, выявление психологических условий преодоления трудностей в педагогической деятельности учителя позволили спроектировать и реализовать ряд технологий в преодолении трудностей педагогической инновационной деятельности в условиях информатизации. Данные технологические решения реализованы в форме курсовой компьютерной подготовки в Центре образования, методических семинаров по информатизации образования, курсов Интернет - образования, привлечения преподавателей к проектной деятельности учащихся, а также организации свободного доступа любому учителю - предметнику в кабинеты информационных технологий, к библиотеке программных продуктов, к Интернет - ресурсам, оказания необходимой помощи в проведении компьютерных уроков в других предметных областях.

Психологическое сопровождение позволяет создать условия для самосовершенствования учителей, реализации их потребности в самообразовании. Психологической службой Центра образования проводится цикл семинаров по теме «Технологии интерактивного обучения в процессе информатизации учебного процесса Центра образования».

Обществу нужны творческие личности, педагоги-новаторы, способные в постоянно меняющихся социальных условиях умело управлять образовательным процессом. Такая способность появляется у учителя при наличии умения в доступной форме излагать материал любой степени сложности, заниматься методической, а также научной работой, осуществлять контроль за учебно-познавательной деятельностью, обучающихся и организовывать научно-экспериментальную работу с учащимися.

Только при таких условиях учитель способен раскрыть творческий потенциал каждого ученика.

Организатором инфокоммуникационных технологий в системе непрерывного образовательного пространства является учитель, который профессионально должен быть подготовлен к работе в таком пространстве, уметь технологически его обеспечить. Анализ оценки деятельности учителя в современном образовательном процессе оценивается критериями такими, как: уважение к ученикам, справедливость, корректность, доброжелательность, профессионализм, педагогическая и информационная культура, интеллектуальные, творческие, организаторские способности.

Главное, стратегическое, направление развития системы образования - решение проблемы личностно - ориентированного образования, т. е. Такого образования, где личность ученика была бы в центре внимания педагога, где познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования: учитель - компьютер - ученик была заменена, на новую парадигму, ученик - компьютер - учитель.

В условиях интеграции инфокоммуникационных и педагогических технологий, учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения. Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Поиски путей обновления современного, российского общества создали ситуацию, которая является одной из ведущих в направлении развития современного образования - разработка новой модели общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на целостный и системный процесс формирования и обогащения творческого потенциала личности. Таким образом, используются принципы психологии и педагогики, всесторонне учитывается сущность, содержание, организация, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания учащихся.

В основе продуктивного обучения лежит последовательность выполняемых результативных (продуктивных) актов, богатство которых и обеспечивает индивидуальное развитие личности, являющееся важнейшей целью обучения.

При изучении условий и уровней применения компьютера в учебной деятельности школьников нами учитывались: пути самостоятельного осознания школьниками приемов применения компьютера в учебной деятельности; закономерности овладения разнообразными приемами визуализации идей учебной информации, что может быть применено в учебной и творческой деятельности школьников; возможности оценки поиска образа информации и его отображения доступными детям средствами в информационно-образовательном пространстве, что приобретает все больше практическое значение для обучающихся.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами и авторскими программами.

Нами проводится отбор тематики уроков из предметных областей в течение учебного года в 10 - 12 классах, в процессе учебной деятельности решаются следующие задачи:

получение знаний по применению компьютера в учебной деятельности;

отработка специальных технологий обучения детей в условиях приобщения к графической культуре (создание изображений традиционными художественными материалами, в компьютерной графике - статические изображения), визуализации знаний школьниками;

приобретение навыков в области презентативной и самопрезентативной деятельности, что способствует развитию современных коммуникативных навыков (компьютерная поддержка рефератов, презентации докладов, сообщений);

обучение созданию медиа образовательных проектов в результате целенаправленной учебной деятельности (выступление и защита проектов на научно практической школьной конференции, защита и презентация проектов в Интернет-образовании);

привитие интереса к общеобразовательным предметам, а также к активному поведению на уроке, интеллектуальному характеру учебной деятельности;

создание педагогических условий для творческого развития школьников, их профессиональной ориентации, подготовленности к поддержанию потребности в познавательной активности;

проведение на базе учебного учреждения научных исследований по ключевым направлениям информатизации образования;

разработка рекомендаций по использованию инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, что является педагогической новацией, вызывает интерес педагогического коллектива;

разработка новых технологий преподавания предметных областей с включением инфокоммуникационных технологий.

Для решения указанных задач любой мультимедиа - курс, используемый в учебной деятельности учащихся, должен быть не только внешне привлекательным и удобным в обращении, но он должен обязательно выполнять дидактические функции и быть адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемых. При отборе необходимого мультимедиа - курса преподаватель обязан учитывать не только заложенные в выбранном курсе методические принципы, но и психолого-педагогические особенности, среди которых можно выделить следующие: четкая постановка целей и задач для понимания назначения предлагаемого курса и возможности самостоятельно определить соответствие курса своим познавательным потребностям и возможностям. Степень этого соответствия и определяет уровень мотивации познавательной деятельности обучаемого; учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала; учет психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся; организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения.

Мультимедиа - курс включает в себя текстовый материал с иллюстрациями, анимацией, аудио- и видеофрагментами и позволяет решить проблему отсутствия демонстрационного материала в учебных заведениях, а также не поддающихся визуальному наблюдению явлений в повседневной жизни.

Таким образом, учебная деятельность школьников с применением компьютера в качестве технологии по представлению учебной информации заметно изменяет приемы получения и сохранения знаний, их необходимой интерпретации в связи с представлением множества научных фактов в виде фрагментов информационных технологий, что является важнейшей частью современного образования. С другой стороны, продолжительные педагогические наблюдения позволяют рассматривать интеграцию инфокоммуникационных технологий в образование с позиции необходимости представления школьникам психолого-педагогических условий обучения с возможностями их индивидуального творческого развития. Перед нами стоит задача вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности. Мотивы отражают некоторые потребности, которые вызывают индивидуальное сознание. Чтобы вызвать и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.

«Одним из эффективных методов повышения мотивации, является создание значимых для учащихся педагогических целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в образовании информационных и коммуникационных технологий. Здесь речь идет о телекоммуникационных проектах.

Участие в различных конкурсах Интернет-проектов - мощный инструмент, позволяющий формировать необходимые знания и познавательные приемы, развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности.

Содержание понятия «познавательная самостоятельность» раскрыто во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение самостоятельно приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности. Именно работа над проектом играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности.

Практика создания творческих проектов позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработки пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, вставки графики, анимации, гипертекста. При выполнении проекта учащиеся показывают высокий уровень самостоятельности. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения знаний. Часто работа над проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приемов формируются новые.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология позволяет перейти к творческой дискуссии с учащимися, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом творческой работе.

По Дьюи, образование - дорога к свободе... Мы свободны, если наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, если мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону, если мы способны спокойно встретить новое, исследовать его и использовать результаты исследования для руководства своей деятельностью.

Проектная деятельность не новинка в образовательном процессе российской школы. Создание учащимися самостоятельных разработок позволяет перейти от учебно-тренировочной деятельности к практической. Масса преимуществ открывается при использовании такой формы работы, особенно на завершающем этапе обучения. Это и концентрация знаний и навыков, полученных за весь курс обучения, и выбор уровня сложности задания, в соответствии со способностями учащихся, и возможность создать реальный полезный обществу продукт, и приобретение навыков презентации, доказательства актуальности и необходимости созданной разработки.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования инфокоммуникационных технологий. Поэтому метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов. Использование компьютера как эффективного средства работы с информацией в проектной деятельности способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры.

Одним из направлений дальнейшего развития информационно-образовательных технологий является интеграция Интернет-проектов в научное общество школьников Центра образования, на основе которого объединены научно-исследовательская, воспитательная и профориентационная работа в школьном информационно-образовательном пространстве.

 

АВТОР: Тумоян С.П.