03.04.2012 13289

Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного аудирования

 

Многие ученые сходятся во мнении, что развитие речевых навыков осуществляется в основном через слуховое восприятие Н.И. Гез, И.А. Зимняя, З.А. Кочкина и др.. Тот факт, что иностранцы, приезжающие в Россию для получения специальности, изучают русский язык в языковой среде, дает им ощутимые преимущества перед овладевающими языком в родной стране, т.к. нельзя оспорить замечание Н.В. Елухиной, что «обильное слушание тренирует слуховую память, слуховое восприятие и понимание речи на слух».

Успех в обучении русскому языку иностранных слушателей во многом зависит от того, насколько у учащихся развит речевой слух. Без него не может состояться акт коммуникации, т.к. если звуки речи не различаются на слух, то декодирование речи затрудняется или вообще становится невозможным. Н.И. Гез отмечает: «Успешность смыслового восприятия во многом зависит от способности аудитора различать на слух звуки, звукосочетания, просодические признаки речи и удерживать в памяти их акустические качества, т.е. от сформированности речевого слуха - интонационного и фонематического».

«Слуховая система - или звуковой анализатор человека - совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве». Слуховая система имеет одну важную характеристику - на ее базе формируется человеческая речь, поэтому внутри слуховой системы исследователи выделяют две самостоятельные подсистемы - неречевой слух, или способность ориентироваться в неречевых звуках, и речевой слух, или способность слышать и анализировать звуки речи. В рамках настоящего исследования интерес представляет рассмотрение процесса формирования и развития речевого слуха у иностранных студентов начального этапа обучения русскому языку.

В исследовании Е.И. Исениной рассматривается 2 механизма речевого слуха - различение и узнавание. При различении объект, образ которого не сформирован в памяти, в начале осознается как отличный от других объектов, образы которых сформированы. Затем дифференционные признаки этого объекта выделяются или при сравнении с другими объектами, образы которых сформированы, или путем узнавания этих признаков, и, наконец, происходит установление отношений между дифференционными признаками.

Узнавание опирается на сформированный образ объекта в памяти. Происходит аналитико-синтетическая обработка акустического сигнала, сравнение выделенных признаков с образцом, хранящимся в памяти, и их последующая смысловая интерпретация. Как отмечает М.Л. Вайсбурд, «узнаванию доступно только то, что уже прежде воспринималось и именно в той же самой форме и с тем же самым значением».

Эксперименты, проведенные в области нейропсихологии и лингвистики, показали, что речевой слух является всецело прижизненным образованием, он появляется в определенной речевой среде и формируется по ее законам. Следовательно, «речевой слух - это сложная, сформировавшаяся при жизни человека способность воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.д.».

Поиски методики совершенствования речевого слуха учащихся побуждают конкретизировать представление об особенностях его функционирования, выявить составляющие, познакомиться с его механизмами.

Во внутреннем ухе человека находится звуковоспринимающее устройство - кортиев орган. Это лабиринт, который содержит наружные и внутренние слуховые клетки, свободно плавающие в лимфе. При звуковых колебаниях они приходят в движение, что приводит к возникновению нервного импульса. Здесь же нервными окончаниями начинается сложный многозвенный путь от уха в височную область коры больших полушарий (так называемое 41-ое поле коры) - слуховую зону мозга. В разных частях кортиева органа находятся клетки, возбуждающиеся в ответ на колебания разной частоты. Приходя в движение, эти клетки воздействуют на нервные окончания, и механические колебания преобразуются в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты. Информация, получаемая правым и левым ухом, поступает в оба полушария мозга, но для обработки этой информации каждое из полушарий берет свою часть. Правое анализирует голоса и интонации, распознавание фонем - функция левого полушария. При поражении левого полушария речь воспринимается как нерасчлененный звуковой поток, при поражении правого - резко нарушается восприятие интонаций.

Специализация полушарий мозга при восприятии звучащей речи обусловливает наличие двух основных компонентов речевого слуха - фонематического и интонационного. Несмотря на определенный параллелизм в механизмах фонематического и интонационного слуха (интонационные средства языка имеют ту же материальную природу, что и фонемы - волновые колебания определенной частоты, спектра, длительности и интенсивности), компоненты речевого слуха являются относительно самостоятельными образованиями. Подробнее остановимся на их характеристике.

«Фонематический слух - это способность слушающего различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на которых основан звуковой анализ отдельных элементов речи (звуков, слогов, слов), т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков». Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему, в каждом языке одни звуковые признаки выступают как смысло-различительные, а другие - как несущественные. В русском языке фонемами являются все гласные и их ударность, следовательно, изменение гласных и их ударности означает изменение смысла слова, а такие признаки, как длительность, открытость или закрытость гласного, высота тона не важны для понимания русской речи в отличие от других языков. Фонемами в русском языке являются согласные звуки, которые противопоставляются по звонкости - глухости и твердости - мягкости, а также по месту и способу образования. Для русского языка слова «пыль» и «быль», «мел» и «мель» имеют разный смысл, хотя различаются лишь по одному фонематическому признаку. Умение дифференцировать эти звуковые признаки и называется фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Способность различать звуки речи и идентифицировать их с фонемами языка обеспечивается наличием в долговременной памяти человека специального запоминающего устройства - «фонемной решетки» (Н.И. Жинкин). Для каждой фонемы в этом устройстве имеется эталон, точнее - «эталонная зона», допускающая отклонения в определенных пределах. В «эталонной зоне» представлены информативные (фонологически значимые) признаки фонемы. При восприятии звука фиксируется наличие или отсутствие определенных информативных признаков (просеивание их через «фонологическое сито»), и звук относится к той или иной фонеме.

Чтобы речь собеседника на иностранном языке была понятной, слушающий должен уметь различать отдельные звуки в слове, дифференцировать сходные звуки, играющие смыслоразличительную роль, уметь соотносить услышанный звук с определенной фонемой. Несовпадение фонологических систем родного языка или языка - посредника и русского языка приводит к тому, что учащиеся не различают на слух многие звуки русской речи. Фонологичность речевого слуха - одно из фундаментальных положений фонетики и методики обучения слуховому восприятию речи, о чем писали Н.С. Трубецкой, Л.В. Щерба и др. В.А. Артемов писал: «Фонематический слух служит для приема звуков речи. Звуки воспринимаются слушающим не просто как физические звуки, а как фонемы, как звуки, служащие для различения слов и их грамматических форм».

Фонематический слух иностранца, изучающего русский язык, формируется по мере слушания речи. «Овладевая иностранным языком, человек учится его слышать, у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку». Исследователи считают, что «наиболее труднопреодолимые черты акцента объясняются не тем, что человек по-другому артикулирует, а тем, что он иначе слышит». Все признаки, присущие языку, родному для русского человека, для иностранного слушателя новы и неизвестны и требуют не развития, а формирования, базирующегося на особенностях русской фонематической системы. «Фонематический слух формируется при жизни человека. Изучение второго языка требует его перестройки (вернее, надстройки), создания в запоминающем устройстве мозга эталонов для новых звуков, отличных от звуков родного языка».

При работе с иностранными студентами на начальном этапе изучения русского языка требуется уделять особое внимание фонематическому слуху, «настройке» его на русскую речь. Первоначальным навыком, который необходимо сформировать у иностранных учащихся, является умение вслушиваться в звуковой состав русского слова. Это умение должно предшествовать умению прочитать слово. Н.И. Жинкин подчеркивал, что у нормально слышащих людей речь принимается слухом. Буквенный код надо рассматривать как производный от звукового. Письмо появляется значительно позже звуковой речи.

Сформированный фонематический слух предполагает развитие многих умений, основными из которых В. Ф. Занглигер считает следующие:

- Умение слышать отдельные звуки в слове, разделять слова на звуки и составлять из заданных звуков слова;

- Умение различать на слух все звуки языка, относящиеся к разным фонемам, не смешивая их друг с другом;

- Умение соотнести услышанный звук с определенной фонемой языка.

Некоторые исследователи полагают, что помимо умений, выделяемых В.Ф. Занглигер, развитый фонематический слух включает следующие:

- умение перекодировать физические звуки в фонемы;

- умение мгновенно вычленять из речевого потока осмысленные звуковые комплексы, сличать их, дифференцировать, идентифицировать;

- умение образовывать акустико-артикуляционные образцы предъявляемых сигналов с опорой только на слуховое ощущение;

- умение удерживать предъявляемые сигналы (звуки) в кратковременной памяти;

- умение внутренне проговаривать предъявленный звуковой образец;

- умение соотносить предъявленные сигналы с определенным смысловым значением.

Таким образом, при проведении работы по обучению аудированию следует учитывать тот факт, что без формирования фонематического слуха слуховое восприятие речи немыслимо. «Фонематический слух необходим не только для формирования адекватных акустических образов элементов речи, но и для использования имеющихся в памяти эталонов при приеме информации». Иностранные учащиеся, у которых не выработались перечисленные выше умения и не сформировался фонематический слух, при прослушивании речи, звучащей на русском языке, даже при относительной узнаваемости отдельных звуков и слов, не могут удержать в слуховой памяти материал и не воспринимают сообщение в целом, следовательно, не могут понять его содержание.

Помимо фонематического, в речевом слухе выделяют интонационный. « При восприятии на слух, фраза как одна из единиц восприятия понимается в результате распознавания информативных признаков. Интонация - наиболее информативный признак, т.к. она обладает воспринимаемыми качествами, благодаря которым аудитор может сегментировать речь на синтаксические блоки, понять связь частей фразы и раскрыть содержание».

Под интонационным слухом понимается «способность аудитора воспринимать на слух интонационную структуру фразы и правильно соотносить ее с интонационным инвариантом языка». Определенные «интонационные компоненты» специфичны для каждого языка так же, как специфическими являются фонематические признаки. Существуют и индивидуальные особенности интонации. С помощью интонации передается большой объем информации, в том числе эмоциональное содержание высказывания, и, конечно, отношение самого субъекта к тому, о чем именно он говорит.

За интонацией закреплены такие речевые функции, как коммуникативная, синтаксическая, логическая, модальная. Интонационный слух вырабатывает одновременно с выполнением указанных функций индикаторные признаки (эталоны), которые необходимы для успешной деятельности кратковременной памяти. При помощи интонационного слуха слушающий может делить речевой поток на смысловые куски, устанавливать связь между этими кусками, и, наконец, понимать содержание прослушанного материала.

Как показали исследования, при приеме информации на слух прежде всего учитывается коммуникативный план высказывания - вопрос, побуждение, утверждение и т. д.. Учащиеся слышат интонацию в виде интонационного образа, созданного ими в результате многократного прослушивания речи на иностранном (для них) языке. Сложность проблемы заключается в следующем: учащиеся воспринимают иностранную речь сквозь призму родного языка и нередко приписывают ей характеристики родного языка, в том числе и интонационные. Решение проблемы - в разработке системы упражнений, направленной на обучение восприятию интонационных конструкций русского языка.

Исследователи выделяют следующие умения, необходимые для формирования интонационного слуха:

- различать физические свойства и воспринимаемые качества интонации;

- соотносить интонацию со смысловым содержанием речи;

- различать коммуникативные типы предложений;

- дифференцировать интонационные особенности иностранного (в нашем случае русского) языка;

- соотносить интонацию с контекстом и ситуацией;

- распределять внимание между содержанием и формой.

Эти умения не развиваются сами собой при слушании речи на русском языке, напротив, их развитие требует самого пристального внимания со стороны преподавателей, особенно на начальном этапе обучения языку.

Фонематический и интонационный слух, являясь компонентами одного явления, функционируют взаимосвязанно. А.А. Леонтьев видит сходство фонетического и интонационного слуха в том, что они «вырабатываются онтогенетически, т.е. усваиваются каждым человеком в ходе его развития. В обоих случаях человек имеет дело с единой природой воспринимаемых свойств раздражителей. Общность природы соответствующих психических функций позволяет человеку допустить известную аналогию в построении системы фонематического и интонационного слуха».

При обучении иностранцев русскому языку учет взаимосвязи фонематического и интонационного слуха приобретает большое значение. Необходимость одновременного участия фонематического и интонационного слуха при обучении восприятию устной речи отмечает Н.И. Гез. При этом оба компонента речевого слуха служат как для формирования акустико-артикуляционных образцов, так и для распознавания новой информации в речи. Учитывая специфику начального этапа обучения аудированию, на котором ведется основная работа в области развития речевого слуха, приведем положение В.А. Артемова о том, что интонация присуща всем единицам устной речи и все единицы речи без участия интонации являются неполноценными. «Акустическая характеристика речевого варианта фонемы обусловлена интонационно. Вне интонации нельзя произнести слово, нельзя произнести любое написанное предложение и даже изолированную фонему. Все единицы могут быть произнесены только с какой-либо интонацией». Здесь рядом с процессом произнесения единицы можно поставить и ее распознавание, восприятие.

Итак, речевой слух является основой восприятия устной речи, значит, на начальном этапе обучения все его компоненты должны формироваться и развиваться так, чтобы была создана благоприятная почва для дальнейшего обучения аудированию. Особое внимание должно уделяться развитию фонематического слуха, механизмами которого являются различение, идентификация, распознавание и осмысление элементов устной речи. Также при обучении восприятию речи на слух не следует игнорировать роль интонационного слуха, т. к. обучение аудированию основывается не на материале отдельных звуков и слов, а на различных речевых образцах. Эти положения правомерно отнести и к начальному этапу обучения аудированию на материале языка специальности.

Говоря о формировании и развитии речевого слуха иностранных учащихся при овладении ими таким видом речевой деятельности, как аудирование, было бы неправомерно рассуждать так: «Сегодня мы будем учиться слушать фонему (ударение, паузу, интонему и т. д.), а в следующий раз - пользоваться ими в собственной речи». Механизмы восприятия и продуцирования речи действуют одновременно, следовательно, формироваться и совершенствоваться должны тоже одновременно.

В исследовании Н.Н. Алексеевой подчеркивается, что «на начальном этапе слушание должно развиваться в тесной связи с говорением, т.к. внешняя речь не только производится говорящим, но и воспринимается им на слух, способствуя установлению тесных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами».

В коре больших полушарий головного мозга каждому анализатору (слуховому, зрительному, двигательному, в том числе и речедвигательному) соответствует ядерная зона. Ядерные зоны не разделены резко: между ними имеются обширные поля, на которых переплетаются «рассеянные элементы» разных зон и замыкаются связи между клетками разных центров.

Следовательно, на начальном этапе важное место в процессе развития речевого слуха должно отводиться развитию имитационных навыков, т. к. в начале обучения навыки аудирования необходимо развивать в тесной связи с говорением. Н.И. Жинкин справедливо отмечал, что звуковой код производен от речедвигательного. Если человек не будет говорить сам, то речевой слух не будет развиваться.

Для формирования речевого слуха обязательно участие звукопроизводящего механизма, т.е. артикуляционного аппарата, в результате чего между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. «Нельзя точно слышать слова, различать их и узнавать, если человек сам раньше их не произносил».

При восприятии речи на слух важно уметь услышать и узнать звуки и слова, а узнавая, имитировать слышимое с тем, чтобы иметь возможность соотнести полученные сведения с хранящимися в памяти образцами. Это подтверждается всеми теориями восприятия, в том числе и теорией «анализа через синтез», поскольку все они признают наличие встречной моторной реакции при восприятии (т.е. беззвучной артикуляции).

Взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов - факт, давно отмеченный психологами. Между височными и лобными частями головного мозга (а именно в лобной части находится «зона Брока», ответственная за речевую моторику) ученые обнаружили два пучка нервных волокон: по этим двум мощным магистралям проходит кратчайший путь между клетками слухового и кинестетически-двигательного анализаторов. Следовательно, существует прямая зависимость между умением произносить определенные фонемы и т. п. и различать эти единицы на слух.

В работе «Внутренняя речь и мышление» А.Н.Соколов отмечает, что слова закрепляются в памяти учащихся путем их проговаривания вслух, шепотом или про себя. Речедвигательные раздражения в процессе формирования навыков овладения аудированием иностранной речи очень важны. Скрытое проговаривание слов возникает в момент затруднений в понимании слушаемой речи, а также при необходимости запомнить ее содержание, становясь механизмом речевого мышления. Речевые раздражения легко ассоциируются со слуховыми раздражениями и в дальнейшем функционируют с большей или меньшей силой в зависимости от степени овладения языком и возникших речевых мыслительных задач. А.Н. Соколов приходит к выводу, что электроактивность речевых мышц при слушании иноязычной речи находится в прямой зависимости от скорости слушания. Чем прочнее приобретенные навыки в области аудирования и чем проще воспринимаемое сообщение, тем менее выражены речедвигательные напряжения и тем быстрее совершается процесс восприятия. « Уменьшение речедвигательных напряжений означает, что все компоненты речевого комплекса - двигательные, слуховые и зрительные - прочно объединяются друг с другом в единую систему временных нервных связей, функционирующих при минимальном напряжении мышц речевого аппарата, в связи с чем и увеличивается скорость восприятия и понимания речи. Достижение быстрого и точного восприятия и понимания речи при минимальном речедвигательном напряжении (т.е. без внутреннего проговаривания слов) возможно только при интенсивном функционировании речедвигательных раздражений в первый год усвоения языка». По данным А. Н. Соколова, любое затруднение в восприятии и понимании речи неизбежно ведет к более развернутой форме внутренней речи, а также к переходу на родной язык обучаемых. И.П. Павлова подчеркивает, что понимание звучащего речевого сообщения требует от аудитора, тем более иноязычного, достаточно развернутого речедвигательного произнесения слов, правильное «озвучивание слов про себя» возможно только при наличии четких произносительных навыков во внешней речи. Отсюда вытекает необходимость длительной тренировки (проговаривания вслух и про себя), т.к. только при длительном функционировании речедвигательных раздражений они могут стать основой всего речевого комплекса. Без прочно выработанных навыков правильной артикуляции (вначале громкой, затем скрытой) невозможно овладение всеми видами речевой деятельности, в том числе и аудированием. Учащиеся в конце концов должны научиться быстрому пониманию иноязычной речи при минимальном участии артикуляционных движений, но достигнуть этого можно только путем максимально развернутого артикуляционного закрепления иностранной речи.

Таким образом, функционирование всех механизмов аудирования обеспечивается благодаря основному слуховому анализатору и дополнительным - речедвигательному и зрительному. Аудитор внутренне повторяет воспринимаемую информацию, поддерживая тем самым слушание и контролируя свое понимание. Благодаря зрительному анализатору слушающий может подключить к словесно воспринимаемому материалу свои чувственные представления о внешнем мире, пользуясь предметным пониманием. Слуховой анализатор в процессе восприятия речи и в процессе ее производства имеет определенные связи со зрительным анализатором. Учащиеся, начинающие овладевать иностранным языком, при слушании речи преподавателя и при усвоении тех или иных произносительных навыков пристально следят за артикуляцией говорящего, находя в движении его губ поддержку правильности собственной артикуляции. Таким образом, при обучении иностранцев русскому языку бисенсорное (слухозрительное) восприятие речи имеет определенные преимущества перед моносенсорным - слуховым. Это положение доказывается большими затруднениями, возникающими у слушателей при восприятии звучащего сообщения, записанного с помощью технических средств (магнитофон, радио и т. д.) сравнительно с «живым» общением участников коммуникации.

Отметим, что для успешного обучения иностранных слушателей аудированию русской речи, в том числе и на материале языка специальности, необходимо иметь представление об основных психологических механизмах, отвечающих за этот вид речевой деятельности, об особенностях формирования и функционирования речевого слуха (фонематического и интонационного). Знание психологических характеристик аудирования, владение их психофизиологическими механизмами и сформированными на их основе умениями приведет к преодолению трудностей, с которыми обычно сопрягается процесс восприятия звучащего речевого сообщения в иноязычной аудитории.

 

АВТОР: Тимина С.В.